Во время экскурсии можно самим попробовать мять и чесать лён, даже прясть кудель.
Музей-заповедник Юрия Гагарина бережно хранит и транслирует для посетителей знания и обычаи народной культуры. Одна из древнейших традиций смоленской земли – выращивание и обработка льна.
За окном декабрь. Какие же льняные работы приходились на этот период в старину?
В зимние месяцы, когда основные сельскохозяйственные работы были завершены, наши прабабушки занимались прядением.
Прядильно-ткацкие работы начинались осенью и заканчивались весной. Они делились на два периода. Первый начинался с Филиппова дня (27 ноября) и продолжался до святок, а второй – со дня Авдотьи Плющихи. Во время первого периода женщины занимались прядением, а позже – ткачеством.
Первая неделя прядения в Филиппов пост, который длится с 28 ноября по 6 января, называлась “Куделица”. Прядение кудели – это особый ритуал, уже только потому, что прясть было принято в свободное время. Об этом свидетельствует пословица: “Либо ткать, либо прясть, либо песни петь”.
Более-менее свободное время появлялось с наступлением глубокой осени, когда загоняли скотину на зиму под крышу, закрывали закрома.
Пряли все женщины, но больше доставалось молодым, которые меньше уставали за день. Они собирались в больших просторных избах. Такие посиделки назывались “супрядки”. Слово это произошло от словосочетания “совместно прясть”.
На супрядках пели песни, сочиняли частушки, начинались незатейливые пересказы легенд, небылиц, страшных, смешных и грустных, толкование снов, а то и просто тихое шушуканье про своё – сокровенное, девичье.
Часто молодые девушки прясть собирались в одной большой избе, чтобы было просторно. Этого требовало особое расположение прялки и движение руки, приводящее во вращение веретено. На эти посиделки нередко приходили холостые парни, веселили девушек, играли на балалайке или затевали какую-либо игру. Всё превращалось, как бы сейчас сказали, в весёлую тусовку. Избегали молодых, но занятых, семейных мужчин. В старину говорили: “Женатого с посиделок веретеном гонят”.
Прясть приходилось каждый вечер. Об этом говорит меткая пословица: “Солнышко за гору, курица на седало, хорошая жена за прялку”.
Часто по качеству пряжи определяли женское мастерство и умение. А про тех, кто избегал этой работы, навечно вошла в русский эпос пословица: “Девка красива, да прясть ленива”. Эта работа была нетрудной и в тепле. С каждым днём куделя убавлялась, а веретён с суровыми нитками прибавлялось. Были такие торопыги, которым хотелось быстрее всех закончить, про таких и сложилась поговорка: “Деловая Маланья и к обедне с прялкой пришла”.
С прялкой ходили в гости, чтобы вечер не был потерян впустую. Велись разговоры, а пальцы правой руки привычно вращали веретено, наматывая суровую нитку. Пальцами левой тянулась куделя, причём часто поплёвывали на большой, указательный и средний пальцы.
Причину этого объясняют двумя способами. Одна из них – в том, чтобы пальцы не скользили, вытаскивая куделю для пряжи, так как она была свита довольно туго; вторая – слюна придавала крепость нити при скручивании в момент вращения веретена. За разговорами и время шло, и дело спорилось.
Крестьянки пряли ежедневно, за исключением праздников, понедельников, пятниц и суббот. На Руси верили, что нарушение запрета прясть в эти дни может повлечь за собой разные несчастья, например, болезни животных или людей. Крестьянки особенно строго соблюдали запрет прясть в пятницу – в день Параскевы Пятницы. Верили, что работа в этот день могла запорошить глаза.
В историко-краеведческом отделе ФГБУК “Музей-заповедник Ю.А. Гагарина” работает выставка “Лён-батюшка”. Во время экскурсии по выставке посетители сами могут попробовать мять, трепать, чесать лён и даже прясть льняную кудель. Приглашаем вас прикоснуться к старинному ремеслу! Записаться можно по телефону +7 (48135) 4-10-66.
Е.В. СЕРОВА, ведущий методист ФГБУК “Музей-заповедник Ю.А. Гагарина”
ЛЕТОПИСЬ
Гжатский лён дёшево закупали английские, французские и бельгийский фирмы
Лён для Гжатска долгое время оставался основной сельскохозяйственной культурой. Ещё до реформы 1861 года в сельском хозяйстве Гжатского уезда начало развиваться товарное льноводство. В книге “Гжатск” её авторы Орлов и Чернобаев отмечают ряд стимулирующих моментов для развития льна в Гжатском уезде. Прежде всего, это рост экспорта льноволокна за границу (особенно в Англию) в связи с увеличением спроса на мировом рынке. Затем рост потребностей в льноволокне внутри страны, что было вызвано расширением льноткацкой промышленности. Следующий фактор – наличие в крае излишних крестьянских рук, лишившихся извозного промысла с появлением железных дорог (с 1870-х). Наконец, более высокая доходность, получаемая от льна.
Главным предметом отпускной торговли в Гжатске стал лён. По всему городу были разбросаны купеческие каменные склады для льна-волокна. Лён отправлялся преимущественно в Рижский порт, откуда он экспортировался за границу. Внутри страны лён потреблялся текстильными фабриками главным образом Владимирской губернии.
Гжатский лён, как и лён других уездов Смоленской губернии, был источником огромной наживы английских, французских, бельгийских фирм, которые закупали его по дешёвым ценам у крестьян через своих агентов или местных купцов.
Лён упорно вытеснил другие культуры. За 20 лет (1892-1912 гг.) посев льна в Гжатском уезде увеличился в 3,3 раза, и достиг к 1911 году свыше 45% ярового поля крестьян.
В послевоенные годы колхозное крестьянство Гжатского района стало возрождать былую славу мастеров льноводства. Уже на районной выставке 1945 года колхоз “Красные Замошки” демонстрировал рекордный урожай льносемян – 8,5 центнера с гектара. Также льноводы колхоза “Ленинский путь” Шиловского сельсовета получили высокий урожай льна в 1945-1947 годах и особенно в 1948-м. Колхоз получил небывалый для того времени доход от льна: 580 тысяч рублей, 780 центнеров пшеницы, 51 центнер растительного масла и сахара, много жмыха и другие продукты.
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий