«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Наша почта. Песня судьбы бабы Насти

13 февраля, 2024 · 1 Комментарий

В свой 95-й день рождения Анастасия Тимофеевна Соколова принимала поздравления от односельчан-самуйловцев.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

«Мы сами себе сочиняем и песни и судьбы, и горе тому, кто одёрнет не вовремя нас», – написал как-то Булат Окуджава. Судьба человека, за плечами которого «эпоха», – словно полная чаша воспоминаний. У Анастасии Тимофеевны Соколовой, жительницы села Самуйлово, – славная трудовая и богатая на события биография. 10 февраля «бабе Насте», как называют её самуйловцы, исполнилось 95 лет. Дружная команда навестила Анастасию Тимофеевну и поздравила ветерана с юбилеем.

Наша именинница – одна из тех стойких и жизнерадостных, трудолюбивых и бесстрашных, добрых и открытых миру сердцем и душой женщин, которые «есть в русских селеньях». На долю Анастасии Тимофеевны выпали испытания мечом и голодом, она прошла горнило войны и тяжёлый труд, рожала и воспитывала детей, а сегодня радует родных, близких и односельчан радушным общением.

«Анастасия Тимофеевна, несмотря на тяжёлые жизненные испытания, всегда остаётся добрым и чутким человеком, она окружена любовью и заботой детей, внуков и правнуков. В день рождения мы хотим пожелать нашей любимой Анастасии Тимофеевне крепкого здоровья, тепла и заботы, радости, мира и всего самого наилучшего», – написала в редакцию сельский библиотекарь Оксана Ильчук, приложив художественную кропотливо собранную биографию «бабы Насти».

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Тёплых встреч воспоминанье

Кто в древнем селе Самуйлове, что на Смоленщине, не знает улыбчивую и добросердечную бабу Настю Соколову? 10 февраля ей исполнилось аж 95 лет!!!

С Анастасией Тимофеевной Соколовой мы познакомились много лет назад на детском спектакле в местном клубе. Как же было удивительно и приятно наблюдать в этом ярком калейдоскопе детских улыбок, сияющих глаз и довольных зрительских лиц добрую и приветливую бабушку, которая буквально излучала радушие, человеческое тепло и неподдельную радость! Это и была баба Настя – неизменный зритель всех детских спектаклей и конкурсов, рыцарских турниров и местных ярмарок. «Откуда же взялся такой светлячок?» – подумалось нам.

Чуть позже мы узнали, что родилась она в 1929 году в многодетной крестьянской семье Анны Михайловны и Тимофея Ивановича Вьюновых. Всего же у её родителей было восемь детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве, как тогда говорили – от «чёрной оспы».

Летом отец плотничал, а осенью уезжал в Ленинград, где преподавал плотницкое дело в ремесленном училище. Его же энергичная добрая супруга Анна – баба Нюша, как её назовут впоследствии, одна управлялась с хозяйством и с малолетними детьми – Васей, Лидой, Настей, Машей, Юрой и Колей. И надо сказать, что дела у неё спорились не хуже, чем у её отца Михаила – председателя колхоза!

А ещё у бабы Нюши были сёстры Марфа, Полина и брат Иван. Быстро, как грибочки после дождя, росли в этих семьях детки – умные, красивые, трудолюбивые. Так, Марфа стала прекрасной ткачихой, а во время войны была в армии вольнонаёмной, оставив в наследство потомкам немало медалей. Иногда наведывалась к тёте Марфе в Ленинград и молоденькая Настя, жившая тогда в Данильцеве со своей матушкой Анной Михайловной. Там-то их и застала война.

Вот что поведала нам со слов своего отца Галина Васильевна Шумарина – племянница бабы Насти, дочь её старшего брата Василия Тимофеевича Вьюнова, ныне проживающая в Новосибирске.

«Немецкая армия продвигалась к Москве. Население оказалось на оккупированной территории (октябрь 1941 года – март 1943-го). Холод. Голод. Немцы отбирали у населения последние продукты. Дети тайно ходили на немецкие кухни, уносили хлеб и прятали его в снегу, а ночью забирали.

В немецкой армии был австриец, который порою приносил с кухни остатки еды и отдавал детям. Говорил, что воевать не хочет, но заставили, что у него двое детей. Потом он пропал. Люди сказали, что он погиб в Гжатске во время бомбежки.

Как-то в Данильцево тайно пришёл раненый лейтенант и попросил его спрятать. Все боялись. Семья Вьюновых прятала его днём в сарае на сеновале, а ночью его выпускали и кормили. Но кто-то донёс об этом. Приехали немцы и стали искать раненого в доме, а потом «простреляли» сарай и вытащили лейтенанта. Он просил пить. Вася подал ему кружку воды, но немец автоматом выбил кружку из рук. Лейтенанта увезли. Чудо, что не расстреляли всю нашу семью.

Немцы заставляли детей выполнять тяжелую физическую работу: стирать, готовить пищу, ухаживать за лошадьми, строить бункера, рыть окопы…

Но вот Красная Армия начала наступление: освобождала населённые пункты, деревни. Уходя, фашисты зверствовали, в соседних деревнях часть населения загнали в сарай и сожгли заживо. Сгорело много домов. Старики и дети стали жить в землянках. А человек 20 подростков (мальчиков и девочек) из нескольких деревень и 9 военнопленных немцы захватили с собой.

Настало мирное время, и началась другая жизнь, когда дети вздохнули свободно.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

«Бывало так, что на лето меня увозили к бабушке в Данильцево. Я, конечно, скучала по родителям, по дому, но у бабушки в то время ещё жили тётя Настя [Анастасия Тимофеевна] и её брат Юра, которые были намного взрослее меня. Мне было с ними очень интересно и весело! Я же для них была «большой живой куклой, игрушкой».

Мы катались на велосипеде, бегали по лужам, по полям, ходили на покос: косили, ворошили, сушили и убирали сено. С нами ходил ещё дядя Коля, который жил со своей семьей в соседнем доме.

Тётя Настя и Юра любили играть со мной в прятки. Прятались мы среди одежды, под большими листьями лопухов. Я, бывало, так спрячусь, что они меня и найти не могут. Нам всем тогда было очень весело!

Навещали нас также и сестра тёти Насти – Лида с мужем Василием. Но они мне казались всегда очень строгими, и я их даже побаивалась. Вот такой кусочек детского счастья, в котором была и тётя Настя, я помню».

Собеседница рассказывает, как уже совсем взрослой она приехала в Сапегино из Новосибирска к папе и маме. «Мы с папой поехали навестить тётю Настю. Как же она была рада, вся светилась! Начались угощения и чаепитие. Долго папа с сестрой вспоминали своё детство, родителей, войну…

Я слушала их и в мыслях сама улетала в свои милые детские годы. До сих пор я помню этот день, счастливых папу и его сестру – тётю Настю, её яблоневый – «райский сад» и много, много яблок!

Сколько лет прошло с тех пор! Но волей Божьей нам подарен мир и бытие среди таких светлых и добрых, как наши бабушки и дедушки, тётушки и дяди…, родных и близких людей!»

Вернёмся вновь к нашей милой бабе Насте – Анастасии Тимофеевне Соколовой. После тридцати лет выйдя замуж, переехала она в Самуйлово, где Евгений Васильевич, её супруг, был заведующим местной пекарней, так и звали его в народе – Пекарь. Трудилась с ним и его молодая жена Анастасия: вкусный хлеб, говорит народ, выпекали. После закрытия пекарни Евгений устроился в лесничество, затем работал в совхозе. Анастасия же стала телятницей на ферме.

Между тем, подрастали и их сыновья – Гена и Саша. По воспоминаниям Александра Евгеньевича, их семья всегда дружно трудилась на огороде и на скотном дворе: коровы, овцы, свиньи, гуси, куры… – всё это беспокойное хозяйство требовало заботы и внимания. Дел – невпроворот! Зато и праздники были весёлыми: папа играл на гармони, а мама пела и плясала вместе со своими подругами!

Случались и беды. До сих пор плачет-убивается баба Настя по своему сыночку Гене, работавшему в Москве метростроевцем и погибшему там в 33 года, будучи придавленным двухтонным электропоездом, у которого внезапно отказали тормоза.

Да, богаты радостями и горестями судьбы русских женщин! Но они до конца продолжают бороться, страдать, радоваться, ободряя и поддерживая других. А непростая Судьба дарит им в утешение внуков и правнуков. Не обделена этой Божией радостью и наша баба Настя!

Не нарадуются и её новосибирские родственники. «Большая семья Вьюновых, – не раз признавались они, – всегда жила дружно! Пример тому – взаимопомощь, поддержка и забота друг о друге между тётушками Настей, Машей, Лидой и Любой. Они – это наш большой общий МИР. Этому учат и нас, своё продолжение, большой род Вьюновых, Новиковых, Соколовых, Смирновых, Шумариных…».

С нежной улыбкой признаётся Галина Васильевна: «Моя любимая сестра Людочка [Людмила Анатольевна, дочь тёти Маши, которой в апреле исполняется 90 лет] – это трепетная нить связи всех родственников. Её большого и доброго сердца хватает на всех!»

Согласимся и мы, что такое признание дорогого стоит!

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Сегодня мир вновь затягивается тучами. И, памятуя о тяжёлых судьбах наших предков, возьмём за образец их трудолюбие, несгибаемость, жизнестойкость, взаимоподдержку и волю к победе… И так же, как и они, постараемся сохранить в себе лучшие человеческие качества, которые когда-то явили миру наши славные прадеды, деды, матери и отцы.

Материал подготовили Николай и Наталья Минины

На ФОТО:

  1. На главной фотографии – Анастасия Тимофеевна в День Победы
  2. Настя (в верхнем ряду слева) вместе с родителями, братьями и сёстрами
  3. Слева направо – Анастасия Тимофеевна, её тётя Марфа Михайловна и сестра Маша, Ленинград
  4. Вместе с сыном Александром

Категории: Без рубрики

1 ответ до сих пор ↓

  • 1 Николас // Фев 14, 2024 в 19:19

    Спасибо дорогой редакции «Гжатского вестника» за прекрасный материал об этой большой трудовой семье, по истории жизни которой мы узнаём во многом и историю всей нашей России.
    Всем здоровья, мира и добра. Будьте счастливы, дорогие!

Оставить комментарий