«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

СЕРГО-ИВАНОВСКОЕ. На маленькой, на станции

16 ноября, 2016 · 6 комментариев

Один из наиболее западных населенных пунктов Гагаринского района – село Серго-Ивановское – почти в два раза моложе райцентра, однако истории их чем-то похожи. Маленькое село, появившееся как станция на московской железной дороге и названное в честь известного общественного деятеля. И маленький город, основанный как пристань на хлебной «дороге жизни» в Санкт-Петербург, имя которому дал первый космонавт…

Вокзал в Серго-Ивановском, 1941–1944 г.г.

Собрать «биографию» родного села удалось удивительному человеку – заведующей Серго-Ивановской сельской библиотекой Галине Закочуровой. Источники информации библиотекаря – не только книги и архивные документы, но и, что более ценно, записанные на бумагу воспоминания старожилов села. Рассказ Галины Закочуровой – о железной дороге и посевах кукурузы, о крестьянском бунте и мелодии «жулейки», о войне и редкого качества кирпичах-большемерах – мы предлагаем вашему вниманию.

Имение сельского хозяина Иванова

Свое название Серго-Ивановское получило в честь дворянина, общественного деятеля, сельского хозяина, губернского представителя дворянства и президента смоленского общества сельского хозяйства Сергея Сергеевича Иванова (годы жизни не установлены). Имение этого, безусловно, выдающегося смолянина располагалось неподалеку – близ существующего и поныне села Тёсово, в 19-м веке относившегося к Сычевскому уезду.

Известность Иванов получил благодаря тому, что уделял большое внимание развитию сельского хозяйства. Одним из первых помещиков начал сеять лен, много работал над выбором кормовых культур, наиболее пригодных для разведения в нашей местности. А одну из главных своих задач Иванов видел в том, чтобы животноводство, до того не приносившее особой выгоды, стало, наконец, доходной отраслью.

Сергей Иванов испытал более полусотни кормовых растений, которые высевал сначала на малых площадях отдельными грядками, а потом переносил в поле. Известно, что в 1882 году он начал опыты посева и силосования кукурузы, и опыты эти дали малоутешительные результаты: кукуруза хорошо росла на огородной земле, где давала обильный урожай зеленой массы, но была «низкою и слабосильною» в поле, к тому же в некоторые годы приобретенные на стороне семена не давали даже всходов.

Митинги на станции

История же Серго-Ивановского начинается в 1870 году, и своим основанием село обязано открывшейся в тот самый год железнодорожной линии, соединившей Смоленск с древней российской столицей. Серго-Ивановское появилось как маленькая станция между Вязьмой и Кубинкой, и входило в Баскаковскую волость Сычёвского уезда Смоленской губернии. Станция была одним из пунктов сбыта лесных материалов: по данным начала 20-го века, их отсюда ежегодно отправлялось до 10 тысяч пудов.

Население Серго-Ивановского составляли в основном рабочие, обслуживающие железную дорогу. В окрестных деревнях занимались сельским хозяйством. Поскольку у крестьян не было своей земли, они вынуждены были брать землю в аренду у помещика С.И. Повалишина, имение которого располагалось в Васильевском. За аренду крестьяне платили деньги или обрабатывали помещичьи земли, что являлось главной причиной их бедственного положения.

К началу 20-го века недовольство существующим положением дел обострилось до того, что в апреле 1907 года, под видом празднования Пасхи, на станции состоялись митинги, где звучали требования свержения самодержавия, ликвидации феодально-крепостной системы и установления демократической республики. На митингах присутствовало около пятисот человек, в том числе из соседних Вяземского и Гжатского уездов. Агитаторами являлись уроженцы этих мест, трудившиеся на заводах и фабриках в Москве, а также местные жители, из числа которых выделялся крестьянин деревни Арменево Кузьма Парфенов.

Из срочного донесения ротмистра Клепфера начальнику смоленского отделения Московско-Рижского жандармского управления мы узнаем, что для прекращения беспорядков на станции требуются полицейские отряды, а и.о. уездного исправника Баранцев в своем рапорте «покорнейше» просит смоленского губернатора Николая Иосифовича Суковкина командировать стражников для охраны почтовой конторы.

В результате бунта были задержаны и переписаны четверо главных участников демонстрации, а у Кузьмы Парфенова был проведен обыск и найдено 39 брошюр противоправительственного содержания. Пока решался вопрос о его высылке «как вредного агитатора» в отдаленные губернии Российской империи, Парфенову удалось бежать в Саратов.

1 ноября 1917 года в Серго-Ивановском была установлена советская власть. В феврале 1918 года началось образование первых сельских советов, создание коммунистических ячеек, прилив бедноты в партию большевиков. А в 1919 году наступил голод: не хватало хлеба, соли, топлива и спичек.

Под звуки “жулейки”

Вспоминая предвоенные годы, житель Серго-Ивановского Владимир Никитин рассказывал: «Люди жили на хуторах вблизи станции: Поддубье и Пригор (у реки Сожа за нынешней деревней Мостище). Население занималось крестьянским трудом: сеяли рожь, овес, лен. Семена после обмолота возили на станцию, сдавали государству. Хватало и на размол себе, и на посев. Отец получал от гжатского райисполкома благодарственные письма – поощрение за качество зерна. Мальчиком я любил ходить “в ночное” – пасти своих лошадей и жеребят: разведешь костер, заиграешь на «жулейке» какую-нибудь старинную русскую песню, и тут же рядом в двух-трех местах слышатся такие же звуки «жулейки» ночных пастушков».

1939 год запомнился старожилам Серго-Ивановского своей суровостью: из хуторов жителей начали переселять в деревню Мостище, а нежелающих это делать вынуждали переселяться, снимая кровли.

Война…

Осенью 1941 года Серго-Ивановское, как и вся Смоленщина, было оккупировано. Нина Гайдукова, которой в то время было всего 11 лет, вспоминала:

«Нашей семье (отец мой – железнодорожник) была предоставлена возможность эвакуироваться на дрезине в сторону Гжатска, но, когда доехали до станции Василисино, нам сообщили, что дальше дороги нет: железнодорожные пути взорваны. Возвращаться назад пришлось пешком, поскольку пути бомбили беспощадно. Когда в поселок вошли немцы, они выгоняли жителей из домов, а если и оставляли жить, то на кухне. Людей заставляли ухаживать за лошадьми, топить бани, чистить обувь. Моего отца несколько раз выводили на расстрел, называя русским комиссаром за его длинные волосы и усы. А в каждом стриженом мужчине фашисты видели солдата и партизана».

Станция Серго-Ивановская была удобным местом для расположения немецких войск. Отсюда до Царево-Займище шла узкоколейка, по которой перевозили военные грузы. Здесь же были расположены склады боеприпасов, конюшня и лагерь для военнопленных.

По скоплениям немецких войск советская авиация наносила воздушные удары. Летчик дальнебомбардировочной авиации, Герой Советского Союза Василий Гречишкин вспоминал: «18 января 1942 года я нанес бомбовый удар по станции Серго-Ивановская. <…> Было уничтожено шесть вагонов, паровоз, до двух десятков автомашин с живой силой и разбиты входные и выходные стрелки. Станция на несколько часов была выведена из строя».

Отметилась Серго-Ивановская и на карте партизанской славы: сюда заходил отряд партизан имени Дзержинского, которым командовал лейтенант Михаил Федорович Лопатин. Партизаны подрывали железнодорожные пути, задерживая тем самым продвижение немецких войск к Москве. В 1942 году на Серго-Ивановской Лопатин попал в плен, но ему удалось бежать.

Много невзгод пережили люди за те полтора года, что Серго-Ивановская была в оккупации: жили в банях, конюшнях, землянках. Мальчиков и стариков забирали в лагерь для военнопленных. Люди умирали от холода, молодежь угоняли на работы в Германию.

Серго-Ивановская была освобождена войсками Западного и Калининского фронтов на два дня позже Гжатска – 8 марта 1943 года. А уже на следующий день жительница станции Екатерина Морозова перевязывала раненых бойцов в здании ветлечебницы, располагавшейся на месте нынешней сельской администрации.

Кирпич – для крепостной стены

Начались годы восстановления разрушенного хозяйства: в короткий срок был отстроен вокзал, построены восьмилетняя и начальная школы, восстановлен кирпичный завод.

История Серго-Ивановского кирпичного завода – предмет отдельного исследования. Первые упоминания о нем относятся к 1903 году: завод сезонного типа (работал только летом) принадлежал помещику С.И. Повалишину. На нем была установлена немецкая гофманская печь для обжига кирпича. Известно, что, когда в 1911-1912 годах в Баскакове строилась церковно-приходская школа, кирпич с завода передавался на расстоянии 8 км «по цепочке».

В войну завод пострадал незначительно и был быстро восстановлен. Глину месили ногами, зимой ездили в Вадинский лесхоз на заготовку леса для обжига кирпича. В 1953 году на заводе построили туннельные сушила. Производство в эти годы шло в три смены. О качестве же выпускаемой продукции красноречиво говорит тот факт, что в 1975-1977 годах завод выпускал кирпич-большемер для ремонта «каменного ожерелья земли смоленской» – Смоленской крепостной стены.

Старый кирпичный завод проработал до 1983 года, когда был построен новый. Вообще, 1983 год стал для Серго-Ивановского знаковым: 1 декабря был запущен новый кирпичный завод проектной мощностью 26 млн. кирпичей в год. Благоустраивались улицы и дворы, появились новые двухэтажные дома со всеми городскими удобствами, котельная, детский сад на 25 мест, которых, впрочем, вскоре стало не хватать: население поселка росло как за счет молодежи, которая работала на кирпичном заводе, так и маленьких серго-ивановцев.

Кирпичный завод проработал до 1996 года. Благодаря ему станция Серго-Ивановская получила статус поселка. Потом, уже в 2004 году, Серго-Ивановское стало селом, тогда же сюда провели газ. К сожалению, серго-ивановские кирпичи так и не стали «брендом», да и завод сейчас работает, что называется, «время от времени».

Но в селе сохранена школа, недавно открылся детский сад, строятся дома. А это значит, что история Серго-Ивановского продолжается!

Евгений ФЕДОРЕНКОВ
На ФОТО: вокзал в Серго-Ивановском, 1941–1944 г.г.

Категории: История

6 комментариев до сих пор ↓

  • 1 Дмитрий // Ноя 6, 2017 в 19:11

    Река называется Сежа, а так очень интересно увидеть вокзал. Завод все. Сельсовет скоро перенесут. Старички потихоньку прибираются. Вокзал закрыт.

  • 2 Лариса // Дек 1, 2019 в 19:11

    Спасибо за рассказ! Очень интересно! Где бы еще найти информацию по селам Баскаково и Дубровка (напротив друг друга, через р.Сежа располагались).

  • 3 Евгений // Дек 2, 2019 в 08:22

    По Баскаково: http://gagarin-gazeta.ru/2017-09-05/selo-severina-baskakova/
    И ещё: http://gagarin-gazeta.ru/2017-09-27/istoriya-baskakova-versiya-shorina/
    По Дубровке, увы, информации не находил…

  • 4 Татьяна // Дек 23, 2021 в 00:32

    Моя бабушка родилась на станции, прямо на станции, в здании вокзала Серго-Ивановское. Панфиленкова Тамара. Отец — Панфиленков Семён Семёнович, мать — агафья. Вероятнее всего, в окрестностях жили родственники. Если кто-то узнает «своих» — пишите pro.st0@mail.ru

  • 5 ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ // Апр 9, 2022 в 18:35

    В 80-х каждое лето отдыхал в Серго-Ивановском у бабушки Бизюкова Зинаида и дедушки Бизюков Сергей, жили около пруда у дороги. Помню тунель под железной дорогой речка — Трубочка.

  • 6 Ирина // Фев 15, 2024 в 04:21

    В 70-х годах каждое лето проводила у бабушки недалеко от нашей ж/д станции Серго-Ивановское в деревне Сидорово. От станции до деревни 5 км приходилось идти пешком, а если повезет- с «молоканом». И еще можно было по договоренности с управляющим взять лошадь. В общем — романтика

Оставить комментарий