«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Село Северина Баскакова

Сентябрь 5, 2017 · Нет комментариев

Собрать историю малой родины – не такая, как кажется на первый взгляд, простая задача. Одно дело – большой город: события, происходившие здесь, передаются из уст в уста и фиксируются летописцами. И совсем другое – небольшая деревенька, которую и на карте-то отыскать непросто, не то что в пыльном архиве. Историю Баскакова по крупицам – отрывочным печатным источникам и рассказам старожилов – собрала заведующая сельским филиалом библиотеки Татьяна Волкова.

…Баскаково – поселение достаточно древнее. О возрасте его свидетельствуют сделанные недалеко от села археологические находки – кремниевые орудия труда и каменный полированный топор периода неолита.

Да и само название Баскаково связывают со временем монголо-татарского ига: в XIII веке баскаками называли татарских наместников, которые ведали сбором дани для Орды и контролировали местных властителей в русских княжествах. По одной из версий, один из баскаков жил или останавливался в этих местах, принимая дань от жителей.

Такая трактовка названия села, впрочем, не единственная. Другая гласит, что много позже, уже в XVI веке, у царя Ивана Грозного служил боярский сын Северин Баскаков, и за службу ему были пожалованы земли на востоке Смоленщины. Впрочем, прямых доказательств того, что Северин Баскаков владел нынешним Баскаковым, и название села связано именно с ним, нет. Тем более что Баскаово упоминается все же с XIII века. Кстати, в разное время село входило в Сычевский, Вяземский, Новодугинский, Тумановский и, разумеется, в Гжатский (Гагаринский) районы.

Расположенный в самом центре села храм Преображения Господня во все годы был и сегодня остается главным украшением Баскакова. История этого храма весьма интересна. Как пишет в книге «Гжатская земля: православные храмы» иеромонах Рафаил (Ивочкин), первая деревянная церковь в Баскакове была построена на средства прихожан в 1701 году. Храм располагался на берегу реки Сежи, главный престол был освящен во славу Рождества Христова, а придельный – во имя святителя Николая.

В 1772 году в селе был выстроен каменный храм, освященный, как и старинная церковь, в честь Рождества Христова. Кроме главного алтаря, новый храм имел два придела – во имя святителя Николая и пророка Ильи. А в 1826 (по другим данным – в 1824) году прихожане воздвигли еще одну каменную церковь – во имя Сошествия Святого Духа.

В 1930-х годах многие священнослужители и верующие Баскакова подверглись репрессиям по обвинениям в «контрреволюционной деятельности, направленной против коллективизации и закрытия церквей, распространении ложных слухов о чудесных знамениях с целью подрыва авторитета власти». Реабилитированы они были лишь в конце 1980-х. Что же касается храмов, то один из них был закрыт 20 августа 1932 года, а другой – 17 сентября 1940-го.

До наших дней сохранилась только церковь в честь Рождества Христова. После открытия в 1942 году она была освящена во славу Преображения Господня и с тех пор не закрывалась. Это пятиглавая с ярусной колокольней церковь, которая является оригинальным памятником барокко.

Во время Великой Отечественной войны фашисты пытались ее взорвать, но лишь оставили углубление в стене. В те годы даже церковные служащие участвовали в борьбе против врага, сообщая жителям и партизанам о приближении фашистских дивизий тревожным перезвоном колоколов. Во время освобождения села немецкий снайпер залпом из пушки разрушил колокольню, но позже и она была восстановлена.

По воспоминаниям жителей, первый раз фашисты появились в районе села в конце октября – начале ноября 1941 года. Сначала просто грабили – отбирали кур и гусей, а потом немецкие соединения основательно расположились в селе. Был установлен режим, при котором всякое передвижение населения было запрещено: чтобы сходить из одной деревни в другую, жителям приходилось получать специальный пропуск.

В Баскаковской средней школе хранятся письма, в которых рассказывается о жизни в Баскакове и окружающих деревнях в те тяжелые годы. Так, в одном из них повествуется о подвиге женщин из совхоза Татарка, которые всего за 24 часа эвакуировали скот. Матери оставили своих детей: кто на родных, кто на соседей, а когда в совхоз пришли немцы – перешли линию фронта и вернулись домой.

В другом рассказывается о том, как оккупанты относились к местным жителям: одни зверствовали, другие, наоборот, сочувствовали. Из этого же письма мы узнаем, что оставшиеся в оккупации укрывали попавших в окружение советских солдат, а в соседней деревне Новое Село за овинами стоял ветвистый дуб, в котором было спрятано радио с наушниками: с его помощью смельчаки слушали Москву.

Еще одна военная история связана со источником в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, который расположен в четырех километрах от Баскакова. Этот источник издавна славится целебной силой воды. По преданию, недалеко от родника странствующим монахом была обретена икона святой Параскевы, помещенная затем в надкладезной часовне.

После революции часовня была разрушена, а образ – утерян, но верующие продолжали почитать святое место. Во время оккупации фашисты пытались стирать в источнике свою одежду, однако он высох и вновь забил лишь после ухода врага. А уже в наше время, во время очистки источника, в нем было найдено несколько монет XVII века и более позднего времени, что подтверждает широкую известность этого места в те далекие времена.

Остается добавить, что в 1812 году экономические (то есть бывшие монастырские, переданные в ведение Коллегии экономии в связи с екатерининской реформой 1764 года) крестьяне села Баскакова были в числе активных участников партизанского движения в Сычевском уезде.

А еще Баскаково – родина одного из зачинателей советской литературы и популярного в 1920-х годах поэта Василия Александровского.

Всё это – лишь несколько страниц из истории этого древнего села.

Евгений ФЕДОРЕНКОВ

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий