Гагаринцы посетили передвижную выставку, посвященную смолянину Григорию Ивановичу Бояринову – участнику Великой Отечественной войны и герою «афганской», в преддверии 100-летия со дня рождения полковника КГБ СССР. Фотоматериалы проекта «Жизнь во имя Отечества» на стендах в районной библиотеке рассказали посетителям о судьбе бесстрашного защитника Родины, который до последнего остался верен присяге и долгу.
27 декабря 1979 года командир отряда специального назначения «Зенит» Григорий Бояринов погиб в жестоком бою у стен дворца Тадж-Бек в Кабуле Республики Афганистан. После успешного завершения операции, проведённой под руководством Бояринова, и была создана «Альфа». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года, подписанного председателем комитета госбезопасности Юрием Андроповым, «за мужество и героизм, проявлены при выполнении специального задания», полковнику Григорию Ивановичу Бояринову присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно).
Открывая фотовыставку в Гагарине, главный библиотекарь Смоленской областной универсальной научной библиотеки имени А.Т. Твардовского Валентина Степанова рассказала о начале Великой Отечественной войне на Смоленщине, об оккупации и партизанском отряде «Победа», об освобождении Гжатска.
Председатель региональной организации ветеранов органов госбезопасности Владимир Паневин особо подчеркнул значимость сохранения памяти о подвиге героя-земляка Григория Бояринова.
В 2000 году Сукромлянской школе было присвоено имя Героя Советского Союза Г.И. Бояринова.
В 2022-м в Смоленске на территории мемориального комплекса «Памяти смолян, павших при исполнении служебного долга» появится памятник Герою Советского Союза Григорию Ивановичу Бояринову.
ДОСЬЕ. Родился Григорий Бояринов 15 ноября 1922 года в селе Сукромля Ершичского района Смоленской области, что в одном километре от Брянской области. В 30-е годы семья переезжает на Украину – под Мелитополь. В 1940-м Бояринова призвали в РККА, а в июле 1941-го, после окончания Свердловского военного пехотного училища, его направляют на Северо-Западный фронт, севернее Пскова. Первый свой бой 19-летний младший лейтенант Бояринов принял в августе в должности командира миномётного взвода 1016-го стрелкового полка 288-й стрелковой дивизии. В конце 1941 года его представляют к ордену Красного Знамени. После этого Григорий Иванович был тяжело ранен. В начале 1942-го находился на излечении, а затем был инструктором фронтовой школы снайперов. В газете Северо-Западного фронта была опубликована статья об отряде под командованием Бояринова, совершённом в тыл врага рейде и уничтожении штаба итальянской дивизии.
В 1943 году Бояринова переводят в войска НКВД. На счету пограничника и начальника резервной заставы – поиск и ликвидация фашистских агентов и диверсионно-разведывательных групп, рейды в тыл противника, чтобы «схватить и обезвредить» наиболее опасных диверсантов и предателей.
«С 1969 года прошло организационное оформление курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС). Аббревиатуру эту порой расшифровывали как «кузница осназа». Начальником курсов и легендой уже при жизни стал полковник Григорий Бояринов. Как впоследствии выразился директор ФСБ России, генерал армии Николай Ковалёв, «Бояринов – это наша икона». Григорий Иванович буквально жил курсами, лично выстраивал весь учебный процесс и постоянно находился в гуще событий. А поскольку среди слушателей были представители всех других подразделений КГБ, то его в органах знали почти все. И не просто знали, а шли за ним, как это показала его последняя атака при взятии дворца Амина в Кабуле 27 декабря 1979 года», – читаем о Григории Бояринове на сайте «Военное обозрение».
«Мы поднимали тост за его здоровье и 27 декабря 1979 года, когда праздновали день рождения мамы, а отец был уже в Кабуле. Когда мы прощались 24 декабря, он сказал мне: «Учти – что бы ни случилось, мама на тебе»… Поздравляя её, мы не могли знать, что именно в эти минуты отец шёл в свою последнюю атаку во дворце Амина. Через два дня, когда уже началась подготовка к Новому году, брат приехал ко мне в МВТУ и привёз печальное известие о том, что отец погиб. Маме мы рассказали об этом вместе. Жизнь для неё, по существу, закончилась – отец был её смыслом, их связывали глубокие отношения», – рассказал «Военному обозрению» Андрей Григорьевич Бояринов.
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий