«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Лётчик Северного флота

24 февраля, 2021 · Нет комментариев

65 лет назад курсант Чкаловского училища Гагарин принял военную присягу.

Первый космонавт Юрий Гагарин начал свою дорогу в небо в Заполярье. В ноябре 1957 года он прибыл в Мурманскую область для прохождения службы – 169-й истребительный авиационный полк ВВС Северного флота, базировавшийся в посёлке Новое Луостари. Первый полёт на боевом самолёте Гагарин совершил в небе Заполярья 3 февраля 1958 года. На Севере в семье Гагариных родилась дочь Елена.

Курсант Юрий Гагарин 8 января 1956 года – 65 лет назад – принял военную присягу. В канун Дня защитника Отечества предлагаем читателям материалы кандидата исторических наук Василия Герасимова о службе первого космонавта планеты в морской авиации Северного флота.

До недавнего времени почти ничего не было известно о службе первого космонавта планеты в морской авиации Северного флота. Ещё во время учёбы в 1951-1955 годах в Саратовском индустриальном техникуме Юрий Алексеевич начал параллельно заниматься и в Саратовском областном аэроклубе. В октябре 1955 года Гагарин стал курсантом 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков имени К.Е. Ворошилова.

После окончания училища лейтенант Гагарин был зачислен в распоряжение командующего авиацией Северного флота. По прибытии после отпуска на Север во флотское авиационное объединение молодой лейтенант 29 декабря 1957 года получил назначение на должность лётчика в 769-й истребительный авиационный полк 122-й истребительной авиационной дивизии авиации Северного флота. Полк базировался в посёлке Луостари-Новое Мурманской области.

Считается, что в октябре 1959 года Гагарин был представлен на должность старшего лётчика, но данное представление так и не было реализовано. На самом деле Гагарин на указанную должность не представлялся. По результатам аттестации за период с октября 1957 по октябрь 1959 года на лётчика 769-го истребительного авиационного полка 122-й истребительной авиационной дивизии лейтенанта Гагарина в выводной части было записано:

“Занимаемой должности лётчика соответствует. Достоин продвижения на должность старшего лётчика”.

7 марта 1960 года увидел свет приказ главнокомандующего ВВС (Военно-воздушные силы), в соответствии с которым старший лейтенант Гагарин был зачислен в отряд космонавтов. На этом закончилась его служба в строевой части морской авиации Северного флота.

Почему именно североморский истребитель попал в отряд космонавтов, и в итоге стал первым космонавтом. Здесь необходимо вернуться к более раннему периоду строительства отечественной морской авиации, а конкретно – к её развитию в 1940-1950-х годах.

К концу Великой Отечественной войны такой род авиации Военно-морского флота (ВМФ), как истребительная, в процентном соотношении составлял почти половину от всего парка авиационной техники отечественной морской авиации. В первые послевоенные годы (1946-1949) и в 50-е соотношение между родами авиации в ВВС ВМФ продолжало оставаться на уровне окончания Великой Отечественной. “К началу 1954 года авиация ВМФ была перевооружена в основном на реактивную технику. В её составе было 10 минно-торпедных, 20 истребительных (курсив мой. – В.Г.) и одна смешанная авиадивизия и 10 отдельных разведывательных авиаполков”, – поясняет Василий Герасимов.

Перевооружение на реактивные самолёты морской авиации производилось в соответствии с постановлением Совмина СССР от 5 ноября 1950 года. В ВМФ на новую реактивную технику в 50-е годы в первую очередь перевооружили истребительную авиацию. При этом, несмотря на значительные трудности, освоение реактивных истребителей МиГ-15 одновременно осуществлялось на всех флотах.

Первые серии реактивных самолётов – истребителей МиГ-15, поступивших в морскую авиацию, – не обладали необходимой надёжностью. Их освоение в строевых частях авиации ВМФ происходило далеко не безболезненно, сопровождалось большим количеством отказов авиационной техники и поломками. Имели место в ВВС флотов аварии и катастрофы. Были пересмотрены в сторону ужесточения требования к здоровью лётного состава. Имевшие отклонения в состоянии здоровья направлялись в госпитали для “углублённого медицинского обследования” и в дальнейшем, как правило, переводились в авиационные части, имеющие на вооружении транспортные самолёты или летающие лодки.

Именно на реактивную авиационную технику и попал служить лейтенант Гагарин, распределённый по выпуску из училища в Военно-воздушные силы Северного флота. За свою непродолжительную службу (чуть более двух лет) в авиационном истребительном полку Юрий Алексеевич стал лётчиком 3-го класса – за столь малый временной промежуток просто не успел превратиться в первоклассного лётчика-истребителя.

По мнению Василия Герасимова, направление Юрия Алексеевича в отряд космонавтов предопределили его молодость, отменное здоровье, физические данные, необходимые для осуществления космического полёта, и служба в авиационном полку – пусть и непродолжительная, но на новой авиационной реактивной технике. Далее в биографии первопроходца Гагарина последовала учёба в отряде космонавтов, полёт в космос, всеобщее признание и уважение, учёба, назначение в марте 1966 года на высокую должность заместителя начальника Центра по лётно-космической подготовке – старшего инструктора-космонавта и трагическая гибель 27 марта 1968 года в тренировочном полёте на самолёте МиГ-15УТИ вместе с командиром учебного авиаполка Центра подготовки космонавтов Героем Советского Союза полковником В.С. Серёгиным.

В отношении самого полёта, закончившегося катастрофой и гибелью первого космонавта, до сих пор остаётся достаточно неясностей. Очевидно лишь то, что перед его проведением имели место нарушения установленных правил полё-тов.

Заметим, что “с марта 1960 года по 13 марта 1968 года, то есть восемь лет, Гагарин самостоятельно не летал. После завершения учёбы в военной академии  Гагарин приступил к восстановлению лётной практики, выполнив 18 полётов с налётом 7 часов в марте 1968 года. Он был подготовлен к самостоятельному вылету в простых метеоусловиях. Запланированный первый самостоятельный полёт Гагарин должен был выполнить на высоте 1000 метров в простых метеоусловиях на аэродроме Вязники… Погода явно не соответствовала условиям самостоятельного вылета Гагарина… Полковник Серёгин, выполняя доразведку погоды, не имел права брать на борт Гагарина, ибо Юрий Алексеевич не был допущен к полётам на разведку погоды, и по уровню лётной подготовки не был готов к полёту в таких условиях… По мнению военного лётчика Анатолия Константиновича Сульянова, “причиной трагедии в небе была неподготовленность экипажа к полётам в облаках”, – рассказывает Василий Герасимов.

На рубеже 1960-х годов Гагарин – молодой, здоровый и физически крепкий, стремящийся к познанию всего нового, перспективный истребитель-североморец – оказался востребованным для осуществления первого полёта человека в космос. А служба в истребительном авиаполку ВВС Северного флота навсегда вписала его имя в славную историю авиации флота и поставила его в один ряд с прославленными авиаторами-североморцами Б.Ф. Сафоновым, Е.Н. Преображенским, И.И. Борзовым и другими.

Алиса Скрипка

Категории: 60 лет полёта

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий