«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Чёрный день на Байконуре

23 октября, 2020 · Нет комментариев

Из цикла “1960 год. Хроника подготовки к полёту”

24 октября произошёл преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени ракеты. Сильнейшее огневое воздействие вызвало разрушение её конструкции. Произошло возгорание более 120 тонн крайне токсичного топлива. В течение нескольких секунд было уничтожено всё живое в радиусе, превышающем сто метров. Непосредственно в момент взрыва погибло более 80 человек.

Многовитковый полёт Белки и Стрелки в августе, их триумфальное приземление в расчётной точке создали реальные предпосылки для осуществления первого полёта человека в космос до конца 1960 года. 10 октября на Совете главных конструкторов были утверждены техническое задание и основные положения по кораблю “Восток”. В этих документах нетрудно видеть озабоченность членов Совета за безопасность предстоящего полёта. Ими была поставлена задача обеспечить спасение космонавта при аварии на стартовой позиции и на участке выведения корабля на орбиту.

Совет главных рекомендовал также экспериментально проверить на центрифуге переносимость человеческим организмом кратковременных перегрузок до 20-22 единиц. Для этих целей привлекались добровольцы, люди с крепким здоровьем и крепкими нервами. Столь жёсткие тренажёрные испытания позволяли медикам определять предельно допустимые условия на различных участках полёта. Одного из испытателей космической техники называли “космонавт – 0”. Привлечённые в качестве экспертов опытные лётчики считали возможным полёт человека в космос только по результатам запусков кораблей со специально изготовленными манекенами.

11 октября вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров, предписывающее “осуществить подготовку и запуск космического корабля “Восток” с человеком на борту в декабре 1960 года и считать это задачей особой важности”. Постановление определяло срок запуска, но в нём не оговаривалось, какой длительности должен был полёт. В документах, регламентирующих посадку спускаемого аппарата, были определены “районы приземления для случаев нормального, расчётного приземления объекта на первом или семнадцатом витках”.

Не следует, впрочем, думать, что Совет главных конструкторов во главе с С.П.Королёвым занимался в это время только подготовкой полёта первого космонавта. В конце сентября – в начале октября к запуску готовились автоматические межпланетные станции. Их целью был Марс. 10 и 14 октября состоялись две неудачные попытки с помощью ракеты, впоследствии получившей название “Молния”, отправить космические аппараты в дальний полёт. Ракетчикам приходилось решать одновременно несколько задач: межпланетные перелёты, подготовка к полёту человека, создание ракетно-ядерного щита страны. Не всё удавалось делать одинаково надёжно.

В связи со сжатыми сроками, предусмотренными “Постановлением”, было принято решение основное внимание сосредоточить на подготовке “авангардной шестёрки” космонавтов. Особое значение придавалось изучению возможных перегрузок, возникающих на участках выведения корабля на орбиту и возвращения его на Землю. Расчёты баллистиков свидетельствовали, что перегрузки на участке спуска могут превышать 12 единиц (т.е. вес человека как бы увеличивался в 12 раз). При этом следовало учитывать сравнительно длительное время пребывания космонавта в невесомости в период нахождения корабля на орбите: резкий перепад от состояния невесомости к большим перегрузкам смоделировать на Земле было практически невозможно.

С целью изучения влияния кратковременного состояния невесомости (в пределах 30-40 секунд) будущих космонавтов испытывали “параболической горкой”, возникающей при резкой потере высоты на специально оборудованных самолётах. Гагарин легко переносил невесомость, даже с закрытыми глазами уверенно ориентировался в пространстве. Не все, даже опытные лётчики, сохраняют эту способность в таких условиях.

В эти осенние дни всё больше времени готовящиеся к полётам проводили в тренажёре космического корабля. Так вспоминал заслуженный лётчик-испытатель СССР Марк Галлай: “…каждое утро очередной космонавт подходил к тренажёру, снимал ботинки… и садился, точнее почти ложился в своё кресло. В соседней комнате инструктор нажимал кнопку “Пуск”… и имитация полёта приводилась в действие”. Впоследствии космонавты говорили: “Сходство большое. Всё в корабле уже знакомо, всё на своих местах”.

В результате форсированных тренировок к концу октября все кандидаты полностью выполнили программу подготовки с хорошими результатами. К полёту готовились не только будущие космонавты. Была сформирована группа врачей-парашютистов. Программа их подготовки была рассчитана на оказание медицинской помощи в полевых условиях и послеполётное обследование на месте приземления космонавта. Врачам необходимо было знать, как будет проходить его адаптация после пребывания в иной среде обитания.

В это время считалось, что ещё только один запуск четвероногих разведчиков космоса будет предшествовать назначенному на декабрь первому полёту человека. Но трагические события на космодроме помешали осуществлению этих планов.

12 октября состоялось получившее широкую известность выступление Н.С. Хрущёва на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой он в резких выражениях указывал на сокрушительный ракетный удар по объектам потенциального противника в случае его агрессии.

Следует напомнить, что вблизи нашей страны были размещены многочисленные базы НАТО, державшие под прицелом значительную часть территории Советского Союза. Однако заявление Хрущёва опережало реальные возможности. Находившаяся на вооружении королёвская “семёрка” требовала слишком большого времени для её подготовки к пуску. Этого времени просто не могло оказаться в случае массированной атаки противника. Более мобильной была ракета Р-16 конструктора Михаила Кузьмича Янгеля. Военные строители ударными темпами на Байконуре обустраивали две стартовые позиции ракет на высококипящих компонентах, новый монтажно-испытательный корпус, гостиницу и всё, что необходимо для лётных испытаний.

Была поставлена задача – сделать стране подарок: осуществить первый пуск до праздника 7 ноября! Авральный режим работ стал причиной нарушения испытательных нормативов. Председателем комиссии был назначен главнокомандующий ракетными войсками главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. Испытание ракеты, первоначально назначенное на 23 октября, было перенесено на сутки из-за обнаруженных неполадок во время предстартовых проверок. Их устранение требовало значительных затрат времени. Госкомиссия сочла возможным произвести пуск без доработок.

В первой половине дня 24 октября Н.С. Хрущёв дважды из Москвы связывался с М.И. Неделиным. Хотя детали разговора неизвестны, но не вызывает сомнения – на маршала оказывалось давление по срокам испытания. В 19 часов 05 минут была объявлена тридцатиминутная готовность. Сегодня кажется невероятным, что не были соблюдены элементарные требования безопасности. Маршал Неделин, другие члены госкомиссии, инженеры, военнослужащие находились в недопустимой близости от стартовой позиции. В 19 часов 15 минут произошёл преждевременный запуск маршевого двигателя второй ступени ракеты. Сильнейшее огневое воздействие вызвало разрушение её конструкции. Произошло возгорание более 120 тонн крайне токсичного топлива. В течение нескольких секунд было уничтожено всё живое в радиусе, превышающем сто метров.

Непосредственно в момент взрыва погибло более 80 человек. Чудом остался жив М.К. Янгель. За несколько мгновений до катастрофы он отошёл покурить трубку. Его повалила взрывная волна. Придя в себя, он бросился навстречу пламени, выкрикивая имена друзей и коллег. Этот день закончился для него обширным инфарктом. Местные жители рассказывали, как Михаил Кузьмич впоследствии часто приходил на братскую могилу, подолгу стоял у воздвигнутого здесь обелиска. 24 октября был объявлен “чёрным днём” космодрома. В этот день не проводятся пуски ракет и сколько-нибудь значимые работы на стартовых позициях.

Хотя катастрофа на Байконуре формально не имела отношения к программе подготовки пилотируемого полета, она внесла существенные коррективы в сроки запуска “Востока” и длительности его пребывания на орбите. В докладной записке в ЦК КПСС от 10 ноября (в числе подписавших её были С.П. Королёв и М.В.Келдыш) уже предлагалось до пилотируемого полёта осуществить запуски двух (вместо планируемого одного) космических кораблей. В намечаемых пусках кораблей-спутников “должен быть проверен ряд основных схем и конструктивных данных… На борту корабля будут находиться подопытные животные – две собаки, лабораторные мыши… ряд биологических объектов, предназначенных для изучения вопросов радиационной опасности…”

Фактически докладная записка откладывала пилотируемый полёт на следующий, 1961, год. До конца 1960 года было практически невозможно осуществить три полёта (два с животными и один с человеком на борту). После катастрофы Н.С. Хрущёв стал понимать: чрезмерное административное давление не всегда оправдано. С первым полётом человека решено было повременить. Двух подряд столь масштабных неудач ракетная техника могла просто не выдержать. До конца года было решено ограничиться двумя предварительными запусками, и только в случае их успешного осуществления назначить дату полёта в космос человека.

Михаил БУТРИМЕНКО, Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научные сотрудники отдела Первого полёта Музея Ю.А. Гагарина

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий