«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

С чего начинается Родина

16 июля, 2020 · Нет комментариев

Чтобы у ребёнка появилось желание ходить в музеи, нужно сделать интересным школьный музей. Как строительство железной дороги сказалось на судоходстве по Гжати? Когда и где в Гжатске останавливался Сталин? Почему гагаринские школьники гордились тем, что форма производилась в нашем городе, и причем тут робот Вертер из культового фильма 1980-х “Гостья из будущего”? На эти и другие вопросы расскажут в музее школы №3 имени Ленинского комсомола.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Последние годы в стране наблюдается музейный бум. У него много сторон, самая очевидная – всё больше посетителей и всё длиннее очереди, особенно на “выставки-блокбастеры”. Более ста миллионов посещений за 2019 год – это при 140-миллионном населении страны! Пандемия, конечно, внесла свои коррективы, но после снятия всех ограничений, предположим, что этот бум продолжится.

Ведь, с другой стороны, сами музеи, вступив в конкурентную борьбу за посетителя с торговыми центрами, кинотеатрами и прочими местами проведения досуга, сами становятся всё более интересными и открытыми. Расширяется круг предлагаемых программ – от проведения дней рождения и квестов (с разговорами с молодежью на их языке) до специализированных лекториев, занятий по интересам, активным выходом в Интернет, и так далее.

Долгое время в 90-е годы прошлого века и начале нулевых музеи вынуждены были выживать. Огромные слова благодарности всем музейным работникам, как и врачам, учителям, которые, несмотря на сложные экономические условия, остались верны своему делу. Продолжали учить и лечить, сохранять и изучать – в случае с музеями. Низкий поклон.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

И вот сейчас, следом за самыми известными и желанными музеями – Эрмитажем, Петергофом, Пушкинским музеем, Третьяковской галереей и Музеем Победы выстраиваются очереди в менее известные федеральные учреждения, в региональные и муниципальные музеи. Собственно, в ближайшем к месту рождения и детства музею и зарождается интерес к изучению истории семьи, родного края. Так было всегда. Огромную роль в приобщении к генетической памяти своего народа, к истории всей страны играют школьные музеи.

Это неправда, что они появились только в СССР. Музеи при учебных заведениях стали появляться в век рождения Эрмитажа. Например, в Иркутске первый общественный школьный музей был открыт в 1782 году – спустя год после открытия самой школы. Подъём школьного музейного дела происходил и в начале прошлого столетия, и, конечно, в 1930-40-е годы.

А в середине XX века появилась сеть школьных музеев, которые, конечно, несли и огромную идеологическую функцию, воспитывая пионеров и комсомольцев, будущих коммунистов. Стыдиться этого не надо, это часть нашей истории, в которой было много хорошего. В музеях проводились встречи с заслуженными земляками, ветеранами Великой Отечественной войны, уроки родиноведения и истории. В школьном музее начинался путь становления школьника, человека и гражданина. Увлеченные учителя, собиратели истории увлекали детей рассказами о прошлом. Связь времён, и не по учебникам, не по важным, но абстрактным для ребёнка событиям, проходившим не где-то в другом месте, а именно здесь. Так собиралась большая история великой страны – из маленьких, но не менее значимых событий твоего города и края.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Чем можно увлечь нынешних детей? Компьютеры и гаджеты – всё это здорово и нужно, но настоящая жизнь не в сети. Чтобы появилось желание ходить в музеи, нужно сделать интересным школьный музей. Просторным и современным, что и произошло в Гагарине – в средней школе №3 имени Ленинского комсомола на грант Минкультуры России и при участии смоленского отделения Союза краеведов России, Российского военно-исторического общества, Музея “Бородинское поле” и Музея Победы на Поклонной горе. У последнего, кстати, есть своя программа работы с “малыми” музеями страны под названием “Школьный Музей Победы”. Лучшие школьные музеи могут представить свои экспозиции на Поклонной горе, получать консультации и долгосрочное экспертное сопровождение ведущих музейных сотрудников, стать партнером Музея Победы.

Обновлённый музей школы №3 имени Ленинского комсомола готов к открытию. Экспозиции музея рассказывают об истории школы, замечательном педагогическом коллективе, о том, каким музей был раньше. Кратко, но содержательно – обо всей истории Гагаринского края. Посетив его, можно получить представление о том, в каком замечательном городе довелось родиться, учиться и жить.

И получить ответы на многочисленные вопросы. Например, почему вёлся спор о дате основания Гжатска? Когда в городе появились первые учебные заведения и промышленные предприятия? Как появление железной дороги сказалось на судоходстве по Гжати и гжатском купечестве? Когда и где в Гжатске останавливался Сталин? Каким был быт советского школьника ещё несколько десятилетий назад, и почему гагаринские школьники гордились тем, что форма производилась в нашем городе, и причем тут робот Вертер из культового фильма 1980-х “Гостья из будущего”?

Все гордятся самым известным нашим земляком – первым космонавтом Земли Юрием Гагариным. Конечно, в школьном музее рассказывается и о нём. Но здесь же можно узнать о других наших известных земляках – военачальнике эпохи наполеоновских войн Алексее Гамене, полководце Первой мировой войны Петре фон Глазенапе, комиссаре Фёдоре Солнцеве, памятник которому стоит на центральной улице города, академике и основателе кафедры кибернетики МГУ Андрее Тихонове. О героях Великой Отечественной войны и Герое России, учившемся в школе, Алексее Румянцеве, актрисе Надежде Румянцевой и певце Николае Носкове. Все они (и многие другие) – гжатские, гагаринские.

Роль школьных музеев в образовательном процессе огромна. Пример обновления одного музея – это один из шагов к государственной программе по развитию школьных и малых музеев, которая, не сомневаемся, обязательно появится в стране.

В.КОНОНОВ, другие благодарные выпускники 1994 года школы №3 имени Ленинского комсомола

Категории: Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий