«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Где рождалась “семёрка”

Март 16, 2018 · Нет комментариев

В этом году исполняется 60 лет Самарскому заводу «Прогресс», на котором изготавливалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Этой ракете суждено было стать самой знаменитой в истории. Именно она вывела в космос первый искусственный спутник Земли и первый пилотируемый космический корабль «Восток».

Первая ракета Р-7, испытанная 15 мая 1957 года, была собрана в подмосковном Калининграде (ныне город Королёв). Но уже 2 января 1958 года вышло постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о размещении на Государственном авиационном заводе №1 в Куйбышеве серийного производства первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. На ГАЗ №1 выбор пал не случайно: было очевидно, что завод имеет богатый опыт технического и технологического перевооружения.

«Семёрка» стала главной ракетой стратегического назначения. Главный технолог завода «Прогресс» Г.Е. Фомин вспоминает о том времени: «Мы не просто работали круглосуточно и без выходных, а по-настоящему переселились в помещение цеха и жили здесь как дома… В цехе круглосуточно работал буфет. Два раза в сутки проводились оперативки, на которых подводились итоги уже сделанного… График выполнения расписывался буквально по минутам». 17 февраля 1959 года была успешно запущена первая, собранная на заводе ракета. Страна получила надёжный ядерный щит в тревожные годы «холодной войны».

Уже в 1960 году завод представлял собой полностью сформированное производство, выпускавшее по одному изделию еженедельно. Посетивший завод Н.С. Хрущёв заявил тогда на весь мир, что «мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски».

Первые две ступени ракеты были основой ракетно-космической системы «Восток». Третья ступень ракеты изготавливалась на заводе в подмосковном Калининграде. Для Главного конструктора Куйбышев стал чем-то вроде талисмана, залога успеха. Королёв доверил заводу не только производство ракет, но и встречу первого космонавта. Именно в Куйбышеве размещался штаб по встрече космонавта, возвращавшегося из первого космического полёта.

На второй день после своего полёта Юрий Алексеевич встречался с коллективом завода и благодарил их за отличную работу.

 

ИЗ ЛЕТОПИСИ. Интересно проследить историю предприятия, начавшуюся в конце 19 века. На протяжении всей своей деятельности, начиная с дореволюционного времени, завод был ведущим по освоению новой техники.

Немногим москвичам известно, что ещё в 1893 году на том месте, где сейчас находится академический театр сатиры на Садовом кольце, российским предпринимателем Юлием Александровичем Меллером было основано предприятие по производству велосипедов. Им была арендована механическая мастерская по соседству с цирком братьев Никитиных. Предприятие быстро расширялось и осваивало новые виды продукции. В 1900 году оно стало именоваться АО «Дукс». В декабре этого же года на предприятии произошёл крупный пожар. Чтобы не прерывать работу завода, весной 1901-го «Дуксъ Ю.А. Меллер» арендовал участок земли в Тверской Ямской слободе. А в мае на новой территории торжественно заложили первый камень. Уже к концу года в новом цехе установили импортное оборудование, и фабрика вновь вступила в строй.

В 1910 году завод принял участие в строительстве первых российских военных дирижаблей. 27 августа 1913 года на самолёте, построенном на заводе, П.Н. Нестеров совершил первую в мире «мёртвую петлю», получившую впоследствии название «петли Нестерова». В годы Первой мировой войны каждый третий российский самолёт выпускался на «Дуксе».

В 1914 году по заказу Николая II здесь был изготовлен детский велосипед для царевича Алексея.

30 декабря 1918 года завод был национализирован, а 19 февраля 1919 года переименован в Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ-1), который успешно осваивал производство различных образцов авиационной техники. Произведенные на заводе самолёты неоднократно получали золотые медали международных авиационных конкурсов.

Ещё в предвоенные годы на заводе был получен первый опыт ракетостроения. По чертежам заводского конструктора И.А. Меркулова изготовили десять экземпляров двухступенчатой ракеты Р3, 19 мая 1939 года состоялся её запуск. Менее чем через год, 28 февраля 1940 года, проведено первое испытание ракетоплана по системе воздушной буксировки, разработанной работником завода А.В. Щербаковым.

Незадолго до начала войны было принято секретное постановление Совнаркома СССР о строительстве в окрестностях Куйбышева двух авиационных заводов. К лету 1941 года их производственные корпуса уже были возведены, что позволило в начале войны эвакуировать оборудование из Москвы. О том, как происходила героическая эвакуация заводов и их развёртывание на окраине Куйбышева, рассказывает фильм «Особо важное задание», снятый в 1979 году. 8 сентября 1941 года заводу ГАЗ №1 было присвоено имя И.В. Сталина. А осенью Государственный авиационный завод №1 начал выпускать продукцию, столь необходимую для фронта: 10 декабря 1941-го в небо поднялся штурмовик “Ил-2”.

Каждый шестой самолёт, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны, был изготовлен в цехах завода №1. Основной его продукцией были штурмовики «Ил-2» и истребители «МиГ-3». Ежедневно с конвейера сходило 15 самолётов.

Трудно переоценить роль первых руководителей завода – Виктора Яковлевича Литвинова и Дмитрия Ильича Козлова. У них сложились уважительные и доверительные отношения, что не так часто встречается во взаимоотношениях директора крупного производства (Литвинов) и представителя разработчика (Козлов). Их тандему удалось создать эффективную систему управления производством, которая существует до сих пор.

С 1961 года по настоящее время запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства. На базе легендарной «семёрки» была разработана целая серия ракет-носителей среднего класса «Союз». Изготовленные в Самаре ракеты в настоящее время запускаются с космодромов «Байконур», «Плесецк», а также «Куру» Гвианского космического центра в Южной Америке (Франция).

Елена САМАРОВА, Михаил БУТРИМЕНКО, сотрудники Музея Ю.А. Гагарина

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий