Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

История одного сражения

7 декабря, 2016 · Нет комментариев

В именном списке безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 162-го смешанного авиационного полка есть имена Александра Захарова и Леонида Савченко-Львовского. Что мы знаем о них?..

Старший лейтенант Захаров Александр Александрович, командир 1 истребительной авиаэскадрильи 162 смешанного авиаполка. Кандидат в члены ВКП(б). Родился в 1916 году в Москве, в Красную Армию призван добровольцем. Погиб «27 августа 1942 года в воздушном бою, был смертельно ранен и умер в районе деревни Махотино в 12 км севернее Самуйлово Кармановского района» Смоленской области. Похоронен на кладбище 49 ОСБ в деревне Дегтярка Кармановского района.

Старший лейтенант Савченко-Львовский Леонид Иванович, штурман 1 истребительной авиаэскадрильи 162 смешанного авиаполка. Член ВЛКСМ. Родился в 1915 году в городе Ахтырка, УССР, призван Грозненским горвоенкоматом. «27 августа 1942 года убит в воздушном бою в районе деревни Махотино Кармановского района». Похоронен на месте падения самолета, в 800 метрах юго-западнее древни Махотино.

Историю их подвига рассказывает другой документ – «Результаты воздушного боя четырех Як-1 с семью Ме-109 и восемью XIII-126, произошедшего с 12:20 до 13:00 27 августа 1942 года в 14 км юго-восточнее Карманово».

Согласно записям, 27 августа в 11:45 штаб 5-й армии в своей телеграмме поставил 162 смешанному авиаполку боевую задачу: прикрывать войска в районе населенных пунктов Мясиково, Попово и Триселы.

Для ее выполнения в 12:10 вылетели четыре экипажа на самолетах Як-1. Первая пара – командир аэроэскадрильи старший лейтенант А.А. Захаров и заместитель командира старший лейтенант А.А. Иванов. Вторая – штурман авиаэскадрильи старший лейтенант Л.И. Савченко-Львовский и командир звена лейтенант А. Бобров.

В 12:20 первая пара Як-1 встретила группу, состоящую из восьми самолетов XIII-126 и атаковала ее. Самолеты противника в беспорядке сбросили бомбы и по одиночке ушли на юго-запад. Один самолет противника был сбит и упал на предполье в районе населенного пункта Сажелки. Самолет и экипаж сгорели. В это же время на поле боя появилось два самолета Ме-109, которые начали атаковать Захарова и Иванова.

Им на выручку пришла вторая пара истребителей – Савченко-Львовский и Бобров атаковали Ме-109. В ходе боя Иванов и Бобров уклонились на восток: в район населенного пункта Никольское (ныне несуществующая деревня недалеко от села Карманово – авт.), где Бобров заметил еще самолеты противника. Пилоты приняли решение уйти в облака.

Через некоторое время Бобров был неожиданно атакован двумя Ме-109 и тяжело ранен в левую ногу. Атакуемый самолетами противника, он произвел посадку в районе населенного пункта Дор (Московская область – авт.). Летчик посадил машину без шасси и покинул самолет, который продолжали атаковать Ме-109. Крылатая машина была подожжена и сгорела. Летчик остался жив. Иванов же в облаке потерял товарища и самолеты противника, и через некоторое время невредимым возвратился на свой аэродром.

В это время Захаров и Савченко-Львовский завязали бой с тремя появившимися Ме-109. Савченко-Львовский совершил лобовую атаку и таран, сбив один из самолетов – тот упал в районе населенного пункта Пески, находящегося на территории, занятой противником. Самолет Савченко-Львовского после тарана с большим ревом мотора пошел резко к земле и упал на предполье в 800 метрах юго-западнее деревни Махотино. Летчик погиб.

Еще один немецкий Ме-109 был сбит Захаровым. От атаки третьего вражеского самолета его Як-1 резко пошел на посадку в районе деревни Сажелка. Как и его боевой товарищ, Захаров погиб.

…Останки летчика старшего лейтенанта Савченко-Львовского и его самолета были обнаружены лишь зимой 2016 года. Как рассказал сотрудник Объединенного мемориального музея Юрия Гагарина Павел Белов, этому предшествовала долгая и кропотливая работа с документами. Их изучение позволило не только установить обстоятельства того далекого боя, но и определить точное место падения истребителя.

Сравнение старых карт с современными космическими снимками показало, что воронка, оставшаяся после падения самолета, находится на территории одного их охотничьих хозяйств недалеко от Яузского водохранилища, буквально в пяти метрах от строений. Узнав об этом, руководство хозяйства сразу же дало поисковикам разрешение на работу.

На предполагаемом месте падения самолета были обнаружены обломки капотов Як-1, магнитометром нащупана аномалия. В радиусе 20 метров от начальной точки работ были извлечены обломки трубок рамы, задняя часть фюзеляжа с костылем, два крупных фрагмента расколотой бронеспинки, доказывающие жёсткий удар самолёта о землю. Если так разорвало броню, то что стало с лётчиком в кабине?

Чуть в стороне была обнаружена засыпанная воронка от падения. Из нее извлекли сильно покореженные обломки самолёта, несколько помятых нестрелянных гильз от пушки «Швак», биметалические гнилые патроны пулемёта «Шкас». В самой нижней точке, среди обломков, были обнаружены останки пилота. Стало ясно, что погребение лётчика на месте падения, отражённое в документах, было проведено лишь на бумаге: самолёт взорвался при падении, найти его тело у товарищей не было никакой возможности.

Работавшим на месте падения самолета поисковикам удалось обнаружить и личные вещи летчика: многочисленные кожаные обрывки шлемофона, крышка кобуры пистолета «ТТ», офицерский ремень, фрагмент сапога, два перочинных ножа, ножницы. Все это при падении и взрыве самолёта оказалось сильно повреждено.

Экспедиция на место падения самолета завершена, но работы по розыску родственников героя продолжаются.

P.S. Участники экспедиции выражают сердечную благодарность тем людям, без помощи которых добытая информация не дошла бы до вас, уважаемые читатели. Благодарим разведчика-организатора (г.Волоколамск) Александра Кудрявцева, Сергея Каткова, поисковый отряд «Надежда» (г.Коломна), а также главного редактора журнала «Военная археология» Руслана Лукашова и отряд «Рейд».

Евгений ФЕДОРЕНКОВ

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий