Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

СТАНИЦА. Казачья быль

17 октября, 2016 · Нет комментариев

Сегодня в России нет, пожалуй, ни одного взрослого человека, который хоть что-то не слышал бы о казаках. Конечно же, отношение к нам у населения разное: от восторженно-романтического (удалец, православный воин, рыцарь) – до насмешливо-уничижительного (ряженые). К сожалению, в наше время к казачьему движению “примазываются” случайные личности, не имеющие зачастую к казачеству никакого отношения и преследующие лишь личные, корыстные, цели. В основном, из-за них и формируется негативное отношение к казакам. Но мы всегда говорили и говорим несмотря ни на что: казаки были, есть и будут, и наверняка еще не раз скажут своё слово в истории. Да и вся история нашей страны неразрывно связана с казачеством.

Надеемся, наши публикации будут интересны читателям, и они смогут узнать много нового, познавательного и интересного для себя. Итак, всех, кому интересна история России и казачества, мы приветствуем старинным казачьим присловьем: «Здорово дневали!»

Для начала коротко о самом слове «казак». Появление этого понятия уходит своими корнями в глубокую древность. Как в дореволюционных, так и в более поздних исследованиях, в том числе современных, историки казачества приводят разные трактовки этого слова. Не углубляясь в тонкости этимологических исследований, выделим основную суть этого понятия, в чём сходится большинство исследователей: казак – это свободный, вольный человек. Не зря говорят: «вольный казак». Это слово неотделимо и от “удали” и “молодечества” (удалой казак, лихой казак). Согласитесь, что у большинства из нас возникает именно такой образ.

Есть старое выражение – «уйти казаковать», то есть жить независимо, вольно, занимаясь военным ремеслом. Интересно отметить, что само слово «казак» одинаково читается как слева направо, так и наоборот. Столетиями скрыто от нас и время появления на исторической арене казачества. До сих пор идут жаркие споры об этом среди сторонников разных версий: от самых фантастических до вполне научных и документально обоснованных. В следующих выпусках мы обязательно подробнее остановимся на некоторых из них. В сегодняшней же публикации хочется рассказать о великом православном празднике  – Покрове Пресвятой Богородицы и о том, как он связан с казачеством. Не случайно накануне этого праздника мы открываем нашу рубрику.

Дело в том, что Покров – чтимый православными и является самым попочитаемым всеказачьим праздником. Кто знаком с историей христианства, знают о происхождении великого праздника: в 910-м году н.э. Богородица спасла христианский Константинополь от нашествия варваров, раскинув над ним свой Покров (омофор). Казаки же особо чтили этот праздник и по другой причине. В 1637 году они штурмом взяли турецкую крепость Азов, закрывавшую выход с Дона в Чёрное море. В июне 1641 года турецкие войска в огромном количестве обступили твердыню с целью отбить её. На предложение о сдаче казаки ответили отказом, сказав, что будут биться до последнего человека. Более трёх месяцев Азов подвергался почти непрерывным атакам и обстрелам громадной турецкой армии. За это время казаки отбили 12 общих штурмов. Осенью голод и болезни стали косить и защитников, и нападавших. Даже получив подкрепление, турки не смогли взять Азов, защитников которого становилось всё меньше. Когда совсем не осталось ни еды, ни припасов для боя, по предложению атамана Осипа Петрова казаки решили выйти из города и атаковать турецкий лагерь. Они посчитали, что лучше умереть в бою, в чистом поле, чем, обессилев от ран и болезней, попасть в плен к туркам. А накануне казакам явилась, как сказано в летописи, «Пресвятая Матерь Богородица в багряной ризе», вдохновившая их на этот последний бой. В ночь на праздник Покрова последние защитники вышли за стены крепости, и в предутреннем тумане изумлённые казаки увидели брошенные вражеские позиции. Сами турки спешно грузились на корабли, уходя ни с чем. Не ожидавшие этой вылазки, они были атакованы казаками и уже в который раз понесли большие потери.

Эта беспримерная оборона, вошедшая в историю как «Азовское сидение», показала всем силу духа, веры и боевое мастерство казаков. Ведь Азов защищали всего около 8 тысяч казаков и 800 женщин-казачек, а противостояло им 150-тысячное турецкое войско, их союзники, в том числе 40 тысяч янычар и 6 тысяч германских рейтар. Начиная с этого события Покров стал действительно всеказачьим, особо чтимым праздником, в честь Пресвятой Богородицы явившем казакам свою помощь и заступничество.

Напоследок интересный факт об этом сражении. Не получив помощи, казаки вынуждены были уйти из Азова. Но они сделали то, чего, кроме них, не додумался бы, наверное, никто: разрушив стены и строения крепости до основания, казаки сняли и увезли с собой на Дон кованые крепостные ворота с ключами и разобранную церковь, показав, что город они не сдали и не оставили врагу. Ведь в старину символом сдачи крепости были открытые ворота и ключи от них, но и то, и другое казаки забрали с собой: Азов остался казачьим!

До новых встреч на страницах газеты! С праздником!

подъесаул С.П. Груздов

Категории: Истоки

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий