«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Галина Филиппова. Чтобы учить других, учусь сама

5 октября, 2015 · Нет комментариев

За окном пестрит красками золотисто-багряная осень. В уютной учебной комнате четвероклассники разбивают на подлежащее и сказуемое некрасовские строки, вторящие созвучию природы. Рождается спор – не враждебный, но аргументированный. Дискуссия проходит под одобрительным взглядом учителя.

Галина Филиппова

Для Галины Фёдоровны Филипповой детские рассуждения, словно бальзам на душу. Помимо знания родного языка и литературы она учит их отстаивать свою точку зрения и не бояться выражать собственные мысли, а ещё быть порядочными и честными. В этом и заключается её профессиональное кредо, которому она следует на протяжении уже более тридцати лет.

По маминым стопам

Я родилась в Карманово, в педагогической семье. Двоюродная бабушка работала учителем начальных классов в Москве. Дедушка преподавал историю в Руднянском районе. А мама, Нина Дмитриевна, трудилась учителем русского языка и литературы в Кармановской средней школе. Вот по её стопам мне и захотелось пойти.

Самые дорогие воспоминания из детства – наблюдать, как мама готовилась к уроку. При свете настольной лампы образ – ее, склонившийся над стопкой школьных тетрадей, – стал для меня настолько притягательным, всколыхнувшим всё моё детское естество, что отчаянно захотелось стать похожей на неё. Стоила маме отлучиться, как я тут же занимала её место и украдкой проверяла домашние задания учеников. Вживалась в образ, представляя себя учителем, и незаметно влюбилась и в профессию, и в предмет.

Естественно, и в играх с подружками самой любимой была “в школу”. По очереди каждая вела урок. Конечно, мне нравилось больше учить, чем учиться. Со временем пришло осознание, что одно без другого невозможно.

Прогуливали, но вместе

С Кармановской школой связана вся моя жизнь. Здесь работала моя мама. Сюда же, вплетя в косы белоснежные банты, пошла первый раз в первый класс. Я, единственный и абсолютно домашний ребёнок, поначалу оробела от нового этапа в жизни. Нашей учительницей оказалась девушка, только закончившая вуз. Совсем молоденькая, но дисциплину держать умела, считая её главным залогом успеха. Однажды я повернулась к соседу по парте, чтобы поболтать, и мне сделали замечание. Страшно было настолько, что после этого случая я сидела как струна. Таким мне запомнился мой первый класс.

Учёба давалась легко. Статус дочки учителя никогда не довлел. Всегда сама знала, как нужно себя вести, как усердно заниматься. И, честно говоря, как может быть по-другому даже не представляла. Раз пришла в школу, то нужно учиться!

Само собой, что из всех предметов своё сердце отдала русскому языку. Какая-то внутренняя тяга во мне присутствовала. Попасть в число любимых наук не повезло химии. После пропущенных из-за болезни уроков вникнуть в предмет оказалось трудно, да и по складу ума я – определённый гуманитарий.

Школьная жизнь захватила сразу. В классе все сдружились моментально. Сложилась хорошая компания. Вместе учились, вместе активно участвовали во внеучебной деятельности, любили проводить КВНы. Нашему сплочению способствовала классный руководитель – Лариса Семёновна Орлова. Она нас и заводила, и вдохновляла на подвиги. Подвиги, правда, были разные. Случалось, даже прогуливали уроки. Но всегда вместе, а это уже святое! Знаете, как в мушкетёрах, один за всех и все за одного!

Армия в сорок два ученика

С пятого класса желание стать учителем стало осознанным. В то время существовали пионерские отряды. Нам поручили шефство над отстающими в учёбе. Объяснять материал оказалось увлекательным занятием. Дети меня слушались, и мне определённо это нравилось. Я всё больше погружалась в азы профессии, и симпатия к педагогике становилась всё сильнее.

В 1974 году, после окончания школы, я поступила в Орехово-Зуевский пединститут. Родители моё решение поддержали. Особенно горда была мама. Единственное, увидев моё отношение к малышам, посоветовала выбрать начальную школу. Я согласилась и о выборе ни разу не пожалела. Дети словно пластилин. Из них можно лепить всё что угодно. Они приходят к тебе такие непосредственные, смотрят своими огромными глазами и видят тебя насквозь. Себя отдаёшь детям без остатка. Теперь я понимаю истинное значение этих слов.

Первую практику проходила на третьем курсе в Орехово-Зуево. Волнение своё в тот момент не передать. Более того, сегодня за моими плечами уже десять выпусков, но каждый раз, переступая порог класса, волнуюсь, словно в первый раз. Меж тем, увидев радостные детские лица, которые жаждали знаний, робость спала, я освоилась, и урок прошёл, как надо.

В 1979 году, окончив институт, по распределению попала в город Великие Луки. И сразу на передовую. Класс в сорок два ученика для молодого специалиста казался целой армией. Справлялась как могла, да и без поддержки не оставили коллеги и родители – все стремились помочь.

Однажды мой урок посетила мама – самый строгий судья. Посидела, посмотрела, по итогам сделала замечания, указала на ошибки, но и “пряник” утаивать не стала, положительными моментами поделилась тоже. А в глазах – гордость за меня! Такой взгляд не утаишь.

В вечном поиске знаний

Отработав три года в Великих Луках, вышла замуж и вернулась в Карманово. После декретного отпуска вернулась в родную школу, но уже в новом статусе – учитель.

И по сей день моё жизненное кредо – учись сам, прежде, чем учить других. Проходить обучение приходится до сих пор. Вот “фгосы” ввели. Значит впору ехать на курсы. Образовательные программы стремительно меняются. Следовательно, каждую необходимо изучить, опробовать.

Вообще-то, несмотря на сложности, это интересно. Хочется познавать. Казалось, например, когда учила по программе Натальи Виноградовой, что не освоят дети. Но они справились. Поэтому частая смена образовательных программ, возможно, даже верный ход. Ведь всегда хочется дать детям как можно больше знаний. Лично мне не интересно стоять на одном месте, поэтому я всегда в поиске новой информации.

Кстати, как оказалось, свои уроки мы строим соответственно требованиям ФГОСов. Только на интуитивном уровне. И теорию критического мышления мы применяли на литературном чтении.

Как разовьём дискуссию о положительных и отрицательных героях, что даже звонок с урока не слышим!

Когда вела урок, несмотря на заранее кропотливо составленный план. Мне кажется, что вот так и должно быть. Однако в процессе ребята задают вопросы, рождаются темы для дискуссий. Обожаю, когда ученики высказывают своё мнение. И, конечно, в такие минуты о плане никто не вспоминает. Но подводить к главному, заканчивать полемику общим выводом – обязательно!

Каждый выпуск – это своя история

У меня было десять выпусков. Самый первый, конечно, запомнился особо. Помню себя, вечно сомневающегося молодого педагога, постоянно терзающегося мыслями – а так или нет, а правильно делаю или нужно иначе?

Другой выпуск славился активными детьми. Мы чувствовали друг друга настолько, что повторять одну и ту же информацию надобность отпадала. И сейчас у меня такой класс, который понимает меня с полуслова, с полувзгляда. Мы улыбнёмся друг другу, посмеёмся хорошей шутке и начинаем работать.

Помню, был один случай, когда стали выяснять, кто прав, кто виноват. И ученики мне сказали, что я – справедливый учитель. Эти слова мне так нужны были и помнятся до сих пор! Для меня это – особая награда.

Встречались и хулиганы. Такие, что я ему слово, а он мне два в ответ. Оставалась с ними после уроков, до семи вечера зубрили правила. А теперь, когда встречаемся, говорят “спасибо”. Я согласна с тем мнением, что двоечники – самые благодарные ученики. Наверное, потому что им больше, чем другим, уделяешь внимание. По-моему, переговариваясь с учителем или нарушая дисциплину, они как раз и руководствуются тем, чтобы обратить на себя взгляд педагога.

Я не люблю слово “любимчики”. Для меня все одинаковые: и кто хорошо учится, и кто плохо. Никого не выделяю. Может быть, в душе и есть особая симпатия к кому-то, но ученикам этого никогда не покажу. С любым буду на равных. Не могу я по-другому. Всё равно надо всех учить, правильно же?

Больше всего в своих ребятах ценю правдивость, честность, порядочность, особенно у мальчиков. Если сделал что-то – умей сказать! Ты же настоящий мужчина. Этим качествам и пытаюсь их научить.

Обучить можно каждого

На протяжении четырёх лет я давала индивидуальные уроки мальчику с диагнозом ДЦП. Начинать было невообразимо страшно. И как обучать, как подступиться к таким детям, не имела понятия. Прислушивалась к интуиции, пробовала один метод, другой. Моей главной задачей стало научить его читать. На это потребовалось четыре года. Труд адский. Но научила! Помню, когда хвалила, он спрашивал: “Вы довольны?” – “Очень!” – отвечала, улыбаясь.

Мне не встречались абсолютно не обучаемые дети. Научить можно каждого. Конечно, огромную помощь оказывают родители. Если мы с ними на одной волне, если работаем в одной системе, то и результат окажется превосходным.

Мой педагогический стаж – более 30 лет. Самым главным своим достижением считаю то взаимопонимание, которое мне удаётся найти с учениками. Бывает, что контакт устанавливается с первого класса, с первой линейки. Случались и трудности. Был у меня класс, что всё кругом летело. По отдельности – замечательные ребята, но как вместе соберутся – просто неуправляемые. Целый год друг с другом бились, но к согласию пришли.

Воспитывать нужно не шаблоны

Если бы я была министром образования, то убрала бы ЕГЭ. Тесты не учат разговаривать, не учат выражать свои мысли, думать, рассуждать, анализировать. По тестам, я думаю, нельзя проверить знания. Бывают случаи, когда ученик получает оценку, которую не заслуживает, а просто потому, что ему улыбнулась удача.

Своим ученикам всегда говорю, что учиться нужно для того, чтобы быть уверенными в своих знаниях, тогда и по жизни будете идти уверенно. И потом нужно воспитывать творческих людей, умеющих мыслить, а не шаблоны и роботов.

Свободное от работы время провожу в чтении. Люблю сидеть со словарём, открывать новые слова, узнавать доселе неизвестные значения уже знакомых слов. Тяга к знаниям присутствует до сих пор.

Мечтаю, хоть это и покажется обыденным, чтобы над нами было мирное небо. Хочется детей научить всегда жить в мире, чтобы в коллективе ребята всегда могли быть способны на взаимопомощь и взаимовыручку. Чтобы они добродушно и доброжелательно относились ко всем людям. Вот это, как мне кажется, и есть самое главное!

Дарья КУЗНЕЦОВА. ФОТО – автора

Категории: Портрет

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий