Региональный оператор и органы местного самоуправления ищут пути решения проблемы с вывозом мусора.
В Гагаринском районе вновь обострилась «мусорная» проблема. С начала июля вывозить отходы из сельских населённых пунктов стали ощутимо реже. Как итог, контейнерные площадки становятся похожими не на место сбора твёрдых коммунальных отходов, а на некоторое подобие стихийной свалки.
Жители, у кого есть такая возможность, везут мусор в город (благо в районном центре мусорные баки опустошаются регулярно), а остальные – жалуются на происходящее в органы местного самоуправления.
Вопрос о вывозе мусора стал центральным на совещании, прошедшем 31 июля в администрации Гагаринского района. Пути решения проблемы искали глава муниципалитета Владимир Грунин, главы сельских поселений, представители управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства и управляющих компаний.
На встречу с ними из областного центра приехали генеральный директор АО «СпецАТХ» Павел Берёзкин и исполняющий обязанности директора ОГУП «Экология» Андрей Кривошеев. «Спецавтохозяйство» с 2019 года является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а «Экология» – компанией-подрядчиком, которая непосредственно вывозит мусор со всей территории Гагаринского района.
«Мусорная реформа» стартовала более пяти лет назад. За это время много воды утекло, да и мусора вывезено немало. Но самые острые проблемы, с которыми район столкнулся ещё в первый год работы регионального оператора, так и не были решены.
Одна из них – инфраструктура. По закону, за неё отвечает управляющая компания (если речь идёт о многоквартирном доме) и органы местного самоуправления (если это село или « частный сектор»).
Только вот обустройство контейнерных площадок, приобретение мусорных баков и бункеров для крупногабаритных отходов и последующее содержание всего этого стоит дорого, а денег в бюджете (что многоквартирных домов, что муниципалитетов) мало.
Как результат – недовольство регионального оператора состоянием мусорной инфраструктуры, а в некоторых случаях – и невозможностью подъехать к ней. Владельцы же инфраструктуры, в свою очередь, говорят о том, что водители мусоровозов крайне не бережно относятся как к контейнерам (которые приходят в негодность всего за год), так и к площадкам.
Вторая проблема – частота вывоза мусора. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН) говорят о том, что в тёплое время года отходы должны вывозиться ежедневно, а зимой – не реже, чем один раз в три дня.
В реальности же всё совсем не так. Указанные нормы относятся лишь к маленьким бакам для бытового мусора. Используются они в основном только в городе и вывозятся более-менее в срок.
А вот в деревнях обычно стоят «восьмикубовые» контейнеры. Вообще-то они предназначены для крупногабаритного мусора. Но, поскольку ничего другого нет, в них скидывают всё подряд – в том числе, иногда, ветви деревьев, автомобильные покрышки и другие отходы, которые не должны попадать на полигоны.
Частоту вывоза таких контейнеров региональный оператор определяет самостоятельно и отдельно для каждого населённого пункта, исходя из количества проживающих (здесь правильнее было бы сказать «официально зарегистрированных») там людей и норматива накопления ТКО. Для некоторых деревень вследствие такого расчёта получается, что мусор можно вывозить раз в десять дней.
По факту, уверяют в региональном операторе, даже несмотря на нехватку водителей, мусор вывозится чаще – один-два раза в неделю. Жители же говорят совсем другое: мусоровоз приходится ждать по две-три недели. Но, так или иначе, к приезду машины контейнеры, в лучшем случае, заполнены полностью. В худшем – вокруг них вырастает «несанкционированная свалка», которую регоператор готов вывозить лишь за отдельную плату.
Здесь можно долго рассуждать о том, что больше виноват: компания за нерегулярный вывоз или жители за то, что мусора образуется в разы больше, чем должно быть. Но факт остаётся фактом.
Почему так происходит? Причин, на самом деле, несколько. Во-первых, вывоз мусора оплачивается «по прописке», а она не всегда совпадает с фактическим местом жительства. Если в населённом пункте много «дачников», то мусора там образуется больше, чем ожидают в региональном операторе. Это не значит, что мусор люди выкидывают бесплатно – просто платят они в другом месте, иногда даже в другом регионе.
А ещё есть так называемые «проездные» деревни, стоящие на больших дорогах. В них мусор выбрасывает огромное количество людей, находящихся здесь просто проездом. И это в нормативе и при составлении графика вывоза, естественно, тоже не учитывается.
Есть проблема и с «перераспределением» мусора внутри города района. В территориальной схеме обращения с твёрдыми коммунальными отходами отмечена каждая существующая площадка, и указано, жильцы каких домов должны ей пользоваться. Однако схему эту мало кто видел, и мусор люди носят туда, куда удобно. А из села, где контейнеры переполнены, мусор, как уже отмечалось, часто «едет» в город.
Но вернёмся к причинам переполнения контейнеров. Вторая причина состоит в том, что далеко не все юридические лица заключили договор на вывоз мусора. Стоит эта услуга недёшево, и предприниматели пытаются сэкономить, просто выкидывая отходы в ближайший бак.
Кстати, в этом смысле простые люди поступают куда более ответственно: собираемость платы за вывоз мусора с населения в районе, в целом, неплохая.
Наконец, сам норматив (1,82 кубометра в год на человека, из которых на крупногабаритный мусор приходится всего 5%) выглядит заниженным. Его пересмотр в сторону увеличения позволил бы региональному оператору вывозить мусор чаще, но при этом увеличилась бы и стоимость услуги.
Возможно, лучше переплатить 20 или 30 рублей, но не видеть из окна переполненный контейнер? Впрочем, это лишь исключительно теоретические рассуждения: ни АО «СпецАТХ», ни жители не имеют полномочий изменить норматив в ту или иную сторону.
Итогом продолжительной дискуссии между представителями регионального оператора и местной власти стало несколько договорённостей.
Прежде всего, в ближайшее время появится прямой канал связи между региональным оператором, его подрядчиком и органами местного самоуправления. Это позволит оперативно передавать перевозчику информацию о переполненных контейнерах. Тот, в свою очередь, пообещал на такие обращения оперативно реагировать.
Кроме того, запланирована инвентаризация «проблемных» с точки зрения вывоза мусора деревень. Для каждой из них будет просчитано необходимое количество баков и контейнеров, а также разработан график вывоза ТКО.
Кроме того, региональный оператор совместно с администрациями будет выявлять юридических лиц, уклоняющихся от заключения договора и оплаты за вывоз мусора.
Конечно, ждать от предложенных мер мгновенного решения всех существующих проблем не стоит. Но если совместными усилиями, шаг за шагом улучшать ситуацию, то, в конечном счёте, можно добиться больших перемен.
И большую помощь в этом деле могли бы оказать жители. Причём даже не рублём: можно, например, существенно сократить количество отходов, если отделять и сдавать на переработку хотя бы основные фракции. Тем более, что такая возможность в Гагарине сейчас есть. Так почему бы ей не воспользоваться?
Евгений Федоренков
1 ответ до сих пор ↓
1 Tатьяна // Авг 13, 2024 в 15:44
Добрый день. В статье неверно указано, что вывоз мусора оплачивается «по прописке», а она не всегда совпадает с фактическим местом жительства.
На самом деле, за вывоз мусора платит собственник жилья, даже если никто там не прописан. Если собственность долевая, то по нормативу платит каждый собственник не зависимо от его места проживания/прописки и пр. Так что СпецАтх лукавит. Платят ровно столько, сколько положено законом. А вот то, что они вывозят как хотят — это и есть причина свалок.
Оставить комментарий