«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Аристократка духа Марина Ладынина

13 августа, 2015 · Нет комментариев

Внешность Марины Ладыниной идеально соответствовала советской эпохе. Время требовало светловолосых, крестьянского или рабочего происхождения, здоровых, голубоглазых, улыбчивых. Она создала образ мечты, ставшей явью. Ладынина — единственная актриса, которой пять раз была присуждена Государственная премия. Однако последние годы жизни суперзвезда советского кино провела в безвестности и одиночестве.

Марина Ладынина

Десять коров и стипендия МХАТа

Местом рождения Марины Ладыниной считается село Назарово близ города Ачинска Красноярского края. Но на самом деле будущая актриса родилась совсем в другом месте — в селе Скотинино Смоленской губернии. Но это название казалось ей неблагозвучным, и она изменила в документах место рождения на село Назарово, куда вместе с родителями переехала в раннем детстве.

У отца Алексея Дмитриевича имелось три класса образования, а мать Мария Наумовна была неграмотной. Марина, старшая из четверых детей, без устали убирала, стирала и носила воду с реки на коромысле. Работала и по найму: летом у местной фермерши ежедневно доила по десять коров! Но у девочки было два увлечения — книги и сцена. Уже со второго класса она участвовала в школьных спектаклях в качестве суфлера. Иногда пьеса захватывала ее настолько, что она произносила реплики героев так, что голос становился слышен в зале. За это нередко ей попадало от руководителя спектакля: «Смотри, Ладынина, выгоню — больно слышно тебя!» С тех пор одноклассники стали дразнить ее «артисткой».

В седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере Марина великолепно сыграла первую свою роль — Наташу в «Русалке». Но ее строгой матери профессия актрисы представлялась делом никчемным. Поэтому, окончив девятый класс, Марина в 15 лет стала сельской учительницей. При этом активно участвовала в художественной самодеятельности: пела на концертах, выступала в любительских спектаклях и буквально жила переживаниями своих героинь.

Именно со сцены сельского Народного Дома начался путь Ладыниной в большое искусство: из сибирского села она переехала в Смоленскую губернию, а туда как-то раз приехал в отпуск артист театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Увидев, что у девушки явные задатки актрисы, он оставил ей адрес ГИТИСа. И судьба улыбнулась юной мечтательнице: в 1929 году девушка с первого раза поступила в ГИТИС! На экзаменационном листе комиссия сделала пометку «особо одаренная».

Началась напряженная учеба под руководством опытных педагогов и ведущих режиссеров московских театров. На втором курсе Ладынина попала на стажировку во МХАТ, где ее сразу заметили и выделили стипендию в 75 рублей.

Судьбоносная встреча

Дебют Ладыниной в кино состоялся в 1931 году — она сыграла эпизодическую роль слепой цветочницы в кинокартине «Просперити». Съемки продолжались один день. «Тебе ничего не придется делать, — сказал режиссер. — Постоишь перед аппаратом — и все!» Каково было удивление дебютантки, когда в день премьеры она обнаружила у входа в кинотеатр «Колосс» рекламный щит со своим изображением! Несколько дней подряд Марина Алексеевна провела рядом с афишей, надеясь, что прохожие ее узнают. Подруги в общежитии дразнили: «Ну что, Ладынина, добилась своего или опять от стенки не отличили?»

Но кинематографисты заметили «новенькую» со свежим, выразительным лицом. Однако в то время экран не занимал воображения девушки: серьезно она относилась только к театральным подмосткам. После окончания института Марина Алексеевна — редчайший случай! — была зачислена в труппу Московского художественного театра. Мечта сбылась.

Во МХАТе Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко баловали ее, хотя поначалу задействовали только в массовках и народных сценах. В одном из писем Станиславский напишет, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа».

В середине 30-х в Москве закрыли многие театры. В Художественном тут же начались интриги и бои за место на сцене. «Этот театр уже не мой», — грустно говорил Станиславский, и Ладынина больше не чувствовала себя уютно на любимых подмостках.

Марина Алексеевна осталась без денег и без работы. Чтобы заработать, она брала у знакомых вещи в стирку, ходила на поденщину — готовила и мыла полы. Но однажды придя к друзьям с очередной стопкой выглаженного белья, она встретила у них в доме 33-летнего Ивана Пырьева, известного и обласканного властью режиссера. Через два часа знакомства он объявил, что любит ее и хочет, чтобы она стала его женой. И Ладынина согласилась: Иван Александрович увлек ее своим обаянием, талантом и бесшабашностью, с которой она не сталкивалась доныне.

Пырьев не отпускал Марину Алексеевну ни на минуту до тех пор, пока не увез ее на съемки на Украину. «Я тебя не отпущу! Мы поедем снимать «Богатую невесту». Главная роль — твоя. Все главные роли — твои. И петь, и плясать будешь! — говорил, вернее, кричал темпераментный Пырьев, уговаривая Марину бросить театр.

Марина Алексеевна увлеклась съемками «Богатой невесты» и не жалела, что покинула МХАТ. Ей очень нравилась ее героиня — хрупкая, решительная Маринка, то готовая драться за справедливость, то впадающая в лирические страдания.

После торжественного просмотра фильма в Кремле Пырьева и Ладынину наградили орденами. Иван Александрович нацепил орден на лацкан пиджака, Ладынина убрала в ящик стола: так она поступала со всеми правительственными наградами.

Аристократка духа

На съёмках картины «Трактористы» у Марины Алексеевны никак не получалась одна сцена. Атмосфера накалялась, и в какой-то момент присутствующим показалось, что Пырьев вот-вот запустит в жену яблоком, которое держал в руках. В этот момент Ладынина молча вышла из павильона. Вся съемочная группа застыла в ужасе. Наконец режиссер спокойно сказал своему ассистенту: «Пожалуйста, пойдите и попросите Марину Алексеевну вернуться в павильон. Скажите, что я ее приглашаю. Она аристократка духа, и самое страшное для меня — потерять ее уважение».

После выхода «Трактористов» Пырьева стали называть отцом музыкальной колхозной комедии, а Ладынину — первой актрисой этого оригинального советского жанра. Пырьев сдержал слово: Ладынина снималась без остановки.

В прославленном фильме «Кубанские казаки» Марина Алексеевна впервые сыграла возрастную роль. До этого она изображала юных неопытных девушек, поэтому роль Галины Пересветовой давалась тяжело. Марина мучилась, паниковала и даже — впервые в жизни — плакала по ночам, переживая, что роль «не идет». Но вот фильм вышел на экран. Неделю спустя Марина достала из почтового ящика письмо, написанное незнакомым почерком. «Ты — наша, — написали ей жители села, где проходили съемки. — И конем ты управляешь как заправский наездник. И смеешься как наши жены. У тебя и юбка, когда ты идешь по стерне, телепается как у наших баб».

Ладыниной нравились фильмы, которые снимал ее муж, и, тем не менее, она устала от кино такого рода. Роли матрешек-колхозниц изматывали однообразием. Она начинала ненавидеть свой образ. Актрисе лирико-драматического жанра хотелось играть Нину в «Маскараде» и Катерину в «Грозе».

После выхода «Трактористов» она прямо спросила мужа: «Теперь я всю жизнь буду играть колхозниц?» Она ожидала взрыва негодования, но в ответ на ее реплику Иван Александрович положил перед ней сценарий «Любимая девушка», написанный по повести Павла Нилина. Ладынина пела от счастья — роль другого плана!

О трудолюбии актрисы и ее умении перевоплощаться ходили легенды. Однако ни одному кинорежиссеру не приходило в голову пригласить Ладынину в свое кино. Она была «пырьевской актрисой».

В 1954 году вышел приказ, запрещавший кинорежиссерам снимать в кино своих жен. Как раз в то время Пырьев работал над фильмом «Испытание верности», где планировал снять Ладынину. Он устроил в кабинете начальства грандиозный скандал и сумел доказать, что никто не сыграет Ольгу Калмыкову лучше Марины Алексеевны. Эта роль оказалась последней для Ладыниной. Вскоре супруги расстались.

Без вины виноватая

После развода Пырьев заявил, что её больше никто не будет снимать. И действительно, после 1954 года Ладынина не сыграла ни в одном фильме. Потом ее приняли в Театр-студию киноактера, некоторое время она играла там, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми Ладынина ездила по городам, читая стихи Блока, Ахматовой, Ходасевича, Цветаевой. Наступило полное забвение. Последние пятьдесят лет своей жизни звезда провела в одиночестве, ее преследовали болезни и безденежье. Однажды в ресторане к ее столику подошел незнакомый мужчина и сказал: «Вы перед всеми нами, зрителями, виноваты. Почему так долго не снимаетесь?» Ладынина ответила: «Я без вины виноватая!»

«Хуже, кажется, нельзя, а глядишь — назавтра хуже, — рассказывала Марина Алексеевна. — Но, несмотря на трудности, выпавшие на мою долю, я считаю, что мне повезло. Несколько лет мне хотелось написать книгу о людях, с которыми меня свела судьба. Но книга так и не сложилась, и я поняла: я не считаю себя настолько выдающимся человеком, чтобы оставлять после себя мемуары. Однажды меня пригласили участвовать в концерте «Великие и неповторимые», и я пошутила: великой себя не считаю, но неповторимой — это точно!»

В 1998 году, в год 90-летия, о ней вдруг вспомнили, газеты запестрели заголовками «Самая знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда». Но после празднования юбилея о ней снова забыли и вспомнили только после смерти от сердечного приступа, которая наступила 10 марта 2003 года.

Всегда помнили Марину Ладынину только зрители, для которых она навеки осталась молодой, красивой и лучезарной женщиной-мечтой…

Марина ЛАДЫНИНА:
– Что меня спасало в жизни? Прежде всего, мое чувство юмора. Когда мне бывало особенно трудно, я говорила себе: “А-а, ты думала, что с тобой этого произойти не может?” Даже в самые тяжелые периоды моей жизни не приходила в отчаяние. Раньше в ходу был такой афоризм: “Хуже, кажется, быть нельзя. А глядишь – назавтра хуже”.

По материалам сайтов nkino.ru и km.ru

Категории: Национальное достояние

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий