Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

История светофора

5 августа, 2015 · Нет комментариев

Международный день светофора отмечается 5 августа – в этот день в американском городе Кливленде появился первый предшественник современных устройств.

В наши дни, когда в крупных мегаполисах количество автомобилей приближается к числу жителей, и даже в нашем маленьком городке то тут, то там случаются небольшие пробки, никак нельзя обойтись без устройства, которое подсказывало бы водителям и пешеходам, когда можно ехать или идти, а когда следует остановиться. Первое такое устройство, получившее название «светофор», появилось почти полтора столетия назад. А своим появлением оно обязано главному конкуренту автомобильного транспорта – железной дороге.

Да-да, прообраз современного светофора – механический семафор – впервые появился именно на железной дороге. В декабре 1868 года специалист по этим устройствам, британский инженер Джон Пик Найт, собрал первый регулировщик движения, который был установлен на перекрестке у здания Палаты общин в Лондоне.

Внешний вид первого светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев: он представлял собой конструкцию с набором из двух семафорных стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а приподнятая кверху под углом в 45 градусов – перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем, который мог светить двумя цветами: красный означал остановку, а зеленый разрешал движение.

Первым светофором вручную управлял специально обученный постовой. Проработал он совсем недолго: уже 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив, несмотря на свою шестиметровую высоту, управляющего им полицейского. После этого специальным указом властей подобные устройства оказались под запретом. О светофоре забыли почти на полвека.

Первый светофор, питающийся от электрической сети, был изобретен в 1912 году инженером по имени Лестер Вайр из США. Свое изобретение он не запатентовал, поэтому официально пальма первенства принадлежит другому американцу – Джеймсу Хогу. Его светофоры, кроме того что светили красным и зеленым светом, умели издавать звуковые сигналы. Управление системой осуществлялось дежурным полицейским, который находился в специально построенной вблизи перекрестка стеклянной будке.

Привычные нам трехцветные светофоры впервые появились также в США. В 1920 году их практически одновременно спроектировали Джон Ф.Харрис и Уильям Поттс. Из европейских государств первой страной, где были установлены электрические светофоры, стала Франция. Они появились в 1922 году в Париже.

В Советском Союзе впервые светофор был установлен 15 января 1930 года на пересечении Володарского и проспекта 25 Октября (сегодня это Литейный и Невский проспект). В Москве это произошло почти на год позже, 30 декабря 1930 года, на пересечении Кузнецкого моста и Петровки. Массовая установка светофоров в СССР началась в 1933 году, когда эксперимент был признан успешным.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом было решено, что лучше поместить сверху красный сигнал. В Советском Союзе цвета располагались в обратном порядке до начала сороковых годов. А последний «неправильный» светофор и поныне регулирует движение в городе Сиракьюс (США).

Но самый удивительный автомат установлен в Праге на улице Винарна Чертовка. Машины по этой улице не ездят, а светофор координирует движение… пешеходов. Дело в том, что ширина улицы составляет всего лишь 70 сантиметров, так что пробки тут могут возникнуть даже без машин.

Евгений ФЕДОРЕНКОВ по материалам сайтов
letopis.info, 365cars.ru и ostrovskazok.ru

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий