«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Сердцем прикасаюсь к подвигу

7 мая, 2015 · Нет комментариев

Нашему дедушке – инвалиду Великой Отечественной войны Михаилу Михайловичу Мельникову посвящается…

Мы расскажем о концентрационном лагере Освенцим – лагере, название которого навсегда вошло в историю. На всех языках нашей планеты это слово выражает трагедию и бесчеловечность. Это выразительный символ времени, когда гитлеровская Германия подняла насилие и жестокость над гражданским достоинством.

Михаил Михайлович Мельников

С того времени прошло 70 лет. Выросли уже новые поколения, к счастью, не знающие и не понимающие войны. В поисках правды и сведений о времени газовых камер, когда уничтожались миллионы человеческих жизней на уровне “промышленного производства”, эти поколения должны быть особо внимательны к словам очевидцев, к которым принадлежит и наш земляк, наш дедушка – советский солдат Михаил Михайлович Мельников.

Время неумолимо. Каждый год уменьшает “горсточку” бывших узников Освенцима – тех, кто их освобождал. Скоро их голоса исчезнут, останутся только документы, книги, воспоминания. Останется только история, которая с течением времени станет более далекой. Таков закон жизни. Когда уйдут из нее последние свидетели Освенцима, уже никто и никогда не сможет показать ужасающей глубины и размеров этой трагедии. Она находится за границами человеческого воображения. Так же, как невозможно вообразить полтора миллиона погибших в Освенциме. А ведь эта цифра – это не только полтора миллиона людей, превращенных в пепел, это полтора миллиона личностей, которые могли дать новые жизни!

Об Освенциме нам необходимо помнить всегда. Случившееся один раз может повториться. Надо преградить дорогу возрождению идеологии человеконенавистничества и уничтожения людей. Этой задаче и призваны содействовать воспоминания моего дедушки Михаила Михайловича Мельникова.

“Я ОСВОБОЖДАЛ ОСВЕНЦИМ”

… 27 января 1945 года Советская Армия освободила польский город Освенцим (Аушвиц), в концлагере которого томились и ждали смерти около полутора миллионов узников из разных стран Западной Европы и СССР. Я принимал непосредственно участие в этой операции и помню ее в деталях. Наша 60-я армия под командованием генерала П.А. Курочкина (кстати, уроженца Вязьмы) блестяще провела Висло-Одерскую операцию, разгромила немецко-фашистские войска на Сандомирском плацдарме, выбила врага из Сандомира, Кракова и других городов Польши, и на рассвете 27 января вышла к Освенциму. У железнодорожной станции завязался бой. Мне, комиссару роты, был дан приказ возглавить ударную группу 15-ти комсомольцев и выбить немцев с западной части товарной станции. Под прикрытием огня нашего батальона мы короткими перебежками, пролезая под вагонами, быстро достигли цели, забросали немцев гранатами. Не выдержав нашей атаки, фашисты отступили, оставив оборонительную позицию у насыпи и шлака. Таким образом были созданы благоприятные условия для продвижения вперед нашего 472-го полка. Но каждый шаг по Освенциму давался с боем: сопротивление гитлеровцев порой было отчаянным. К середине дня мы достигли лагеря смерти. Он был огорожен несколькими рядами колючей проволоки, по которой еще шел смертоносный электрический ток, опоясан глубокими рвами.

Первым делом мы обесточили проволоку, затем взломали ворота. Нас уже ждали узники, изможденные настолько, что на них смотреть было невозможно. С радостным криком “Красная Армия, Красная Армия!..” узники на своих слабых руках понесли нас по лагерю. До сих пор удивляюсь, откуда у них появилась сила?!

Что мы тогда узнали о лагере? Он был создан в конце 1940-го года. С 1941 по 1944 годы в Освенциме было уничтожено более полутора миллионов людей. Первоначальному уничтожению подлежали евреи, коммунисты, политработники Советской Армии. В конце 1943 года этот список был дополнен цыганами. Мы узнали, что только евреев гитлеровские палачи уничтожили в Освенциме более 800 тысяч человек. В конце 1941 – начале 1942 годов концлагерь принял 12000 наших военнопленных. Их заставили выкопать ямы и расстреляли. Крематории явно не справлялись со своей задачей – так много было трупов. Только зимой 1941-42 годов было погребено 107 000 человек. Весной могилы “зашевелились” – под воздействием солнечного тепла трупы стали разлагаться, воздух наполнился трупным газом, в местных водоемах погибала рыба. Об этом узнал Гиммлер. Он приказал уничтожить могильники. Комендант концлагеря Рудольф Гесс выполнил этот приказ таким образом: несколько сот узников (главным образом, евреи) раскопали могильные ямы, извлекли трупы и сожгли их. После окончания “работы” эти узники были расстреляны. А что делали фашистские мерзавцы с детьми? Они ставили на них всякого рода опыты, а потом безжалостно уничтожали.

Целые сутки пробыл я в концлагере. Своими глазами видел душегубки, крематории, штабеля трупов для сожжения. За взятие Освенцима получил орден Славы III степени. Так хотелось дойти до логова фашизма – до Берлина, но не удалось: 3 февраля 1945 года на Одере был тяжело ранен. Но люди должны знать всю правду о фашизме и не допустить его прихода вновь в разных ипостасях”.

Суровая школа, пройденная советским народом в битве с фашизмом, во многом определила и наши общественные нормы, и наше отношение к жизни и миру, к себе и окружающим, вне которого мы сегодня не мыслим себе ни прошедшего, ни настоящего, ни будущего. Живут и трудятся на нашей земли люди, для которых время войны было и самым тяжелым, и самым значительным этапом жизни. Поколение, прошедшее пламя войны, рано повзрослевшее и прочно утвердившее свое место в истории, – прекрасное, мужественное, трагическое и счастливое. К поколению Победителей принадлежит и наш дед Михаил Михайлович Мельников. Мы гордимся своим дедом, его поколением, которое отдало жизнь за наше светлое будущее.

Владимир и Владислав МЕЛЬНИКОВЫ.
На ФОТО из архива: Михаил Михайлович Мельников и внук Владимир

Категории: Победа

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий