Warning: getimagesize(): Filename cannot be empty in /home/gagarin-ga/gagarin-gazeta.ru/docs/wp-content/plugins/wp-open-graph/output.class.php on line 306
«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Судьба братьев Туржанских. Первым делом самолеты

28 января, 2015 · 1 Комментарий

Глубоко символичен факт: братья Туржанские были храбрыми отечественными летчиками и отличились при защите своей Родины, которая не всегда так же радушно отнеслась к их судьбам.

ПАВЕЛ ТУРЖАНСКИЙ. ОФИЦЕР ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА

Павел Александрович Туржанский (1888-1944) – морской летчик, кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени.

Родился 21 сентября 1888 года в городе Радом (Польское царство) в семье статского советника. Отец – Туржанский Александр Александрович (1851-1912), участник Русско-турецкой войны. Мать Туржанская Евгения Павловна – детская писательница под псевдонимом Евгения де Турже-Туржанская. Он старший среди братьев Александра и Бориса Туржанских.

Павел Александрович Туржанский закончил Смоленское реальное училище. Осенью 1907 года поступил в Морской корпус в старший общий класс. На службе с 1908 года. По окончании в 1911 году Морского корпуса Высочайшим приказом по Морскому ведомству от 19 декабря 1911 г. был произведен по экзамену в чин мичмана. Далее последовала служба на линейном корабле “Слава”, входившем в боевой состав Балтийского флота.

В августе 1913 года молодой офицер получает разрешение держать экзамен для поступления на офицерский теоретический курс авиации при Санкт-Петербургском Политехническом институте имени Императора Петра Великого, а в марте следующего года приступает к обучению на этих авиационных курсах.

Упорство офицера в освоении авиационного дела получило достойное завершение 24 сентября 1914 года. В декабре того же года Павел Александрович был произведен в лейтенанты.

В качестве морского летчика офицер П.А. Туржанский особенно проявил себя в кампании 1916 года, когда морская авиация Балтики была наиболее активным боевым средством среди сил отечественного флота на Балтийском морском театре военных действий. Из Приказов по Морскому ведомству: “Государь Император, в 3-й день сего декабря Всемилостивейше соизволил утвердить пожалование 20 сентября 1916 года командующим флотом Балтийского моря, согласно удостоению местной Георгиевской Думы, нижеследующим лицам, ордена Св. Георгия 4-й степени: … лейтенанта Туржанского”.

К сожалению, в самом приведенном выше приказе за 1916 г. не указывается, за что конкретно получил высший военный орден Российской империи Павел Александрович Туржанский. Однако в послужном списке офицера этот его подвиг конкретизирован. Являясь командиром воздушного отряда авиации Балтийского флота, лейтенант П.А. Туржанский, “находясь под действительным огнем в сражении с неприятельскими гидроаэропланами…, поднялся в воздух с двумя гидроаэропланами и атаковал противника огнем с близкой дистанции последовательно семь неприятельских аппаратов, которые отражали атаку также из пулеметов. Результат этой атаки был сбитый лейтенантом Туржанским неприятельский аппарат, который, опустившись на воду, сгорел”.

Вообще за годы войны морской офицер П.А. Туржанский получил практически все награды, которых мог удостоиться офицер его чина: кроме ордена Св. Георгия 4-й степени, он был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени с мечами, Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 4-й степени с надписью “За храбрость”.

Вдумайтесь только: офицер получил шесть орденов за две кампании войны – 1915-го и 1916-го годов – и все ордена боевые: офицерский Георгий и остальные ордена с мечами. Такого набора боевых наград в отечественной морской авиации больше не имел никто! Павел Александрович Туржанский в годы Первой мировой войны стал самым отмеченным за боевые заслуги офицером морской авиации Российского военного флота.

В кампании 1917 года, как следует из архивных материалов, офицер руководил 1-м воздушным дивизионом 1-й воздушной бригады воздушной дивизии Балтийского флота.

Судя по мартирологу, после 1917 года он разделил судьбу многих офицеров Российского военного флота и оказался в эмиграции.

По известным данным:
18.12.1918 – после перехода к белым командовал пулеметным взводом в Ревельском отряде Русской самообороны Эстляндского края; затем сражался с большевиками в составе бригады бронепоездов ОКСА;
01.10.1919 г. назначен командиром тяжелого танка «Бурый медведь» в танковом батальоне СЗА;
1919-1920 г. командует танком в Северо-Западной армии генерала Юденича;
15.02.1920 г. на тральщике «Китобой» с группой офицеров совершает поход из г.Ревеля в г.Безерта (Тунис);
01.05.1920 г. – после длительной стоянки с группой офицеров покинул судно;
1920-1940 г. – проживал во Франции;
09.09.1944 г. – погиб в Франции.

АЛЕКСАНДР ТУРЖАНСКИЙ. “ОТЕЦ ШТУРМОВОЙ АВИАЦИИ”

Александр Александрович Туржанский (1898-1982) – генерал-майор авиации, один из основателей штурмовой авиации в СССР как вида военно-воздушных сил. Разработал основы оперативного применения и тактики действий штурмовой авиации.

Родился 27 июня 1898 года (по новому стилю) в Смоленске в семье заместителя начальника Смоленского почтово-телеграфного округа статского советника Александра Александровича Туржанского, участника Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В феврале 1917 года Александр был призван в российскую армию рядовым в 25-й Смоленский пехотный полк, воевал на Юго-Западном фронте, был ранен под Тернополем. В марте 1918 года добровольцем вступил в Красную Армию, а в мае на территории бывшего завода Михельсона в Москве принял присягу – клятву на верность революции и Советской власти. На этой присяге присутствовали В.И. Ленин и Я.М. Свердлов. После принятия присяги в составе бойцов 1-го Варшавского Красного полка был отправлен на фронт. Служил в 7-м истребительном авиаотряде мотоциклистом-связным. Участник боёв против немецких войск и петлюровцев. Участник обороны Царицына (будущего Волгограда) в 1919 году. В 1920 году воевал с белополяками под Львовом.

В декабре 1920 года по направлению командования поступил в Егорьевскую теоретическую школу авиации, куда приехал поступать и его брат Борис. Там они встретились и вместе учились. В августе 1921 года поступил в 1-ю Зарайскую школу военных лётчиков, окончил её и стал красным военлётом. Окончил Московскую высшую авиационную школу.

Служил на Каче в Крыму, затем (1925 – начало 1931) пилотом авиационной эскадрильи, командиром отряда и командиром 50-й штурмовой авиаэскадрильи в г.Киеве. В 1931 году – командир авиабригады НИИ ВВС, базировавшейся в то время на Центральном аэродроме (Ходынское поле, Москва).

С 1932-го по 1936 год служил в Гомеле командиром 8-й авиабригады штурмовой авиации, ставшей в период его командования одной из лучших авиационных частей РККА. Здесь А.А. Туржанским разрабатывались основы тактики и оперативного применения штурмовой авиации, на практике учений были показаны разработки. За заслуги в создании Красного военного флота Александр Туржанский награждён орденом Красной Звезды (1934 г.), первым из двух полученных им орденов Ленина (1936 г.), орденом Красного Знамени. В сентябре 1935 года командиру лучшей штурмовой авиационной части было присвоено воинское звание «комдив». В 1937 году получил назначение в г.Калинин (Тверь), где командовал 2-м авиационным корпусом дальней авиации.

23 июля 1938 года был арестован как участник «военно-фашистского заговора» против Советской власти. Доказано, что в то время органами НКВД применялись избиения и пытки, и многие их не выдерживали, признавались в том, чего не совершали и оговаривали других. А.А. Туржанский отказался признать своё участие в «заговоре» и свою вину. Он понимал, что никакого заговора не было, а была расправа над неугодными власти военными. Оговаривать кого бы то ни было А.А. Туржанский также отказался. Был сослан в лагерь на Колыме (п.Ветреный). Освобождён 29 февраля 1940 года за недоказанность обвинения.

После освобождения А.А. Туржанский назначен на должность помощника начальника по лётной подготовке в Таганрогскую школу авиации. 4 июня 1940 года ему присвоено звание генерал-майора авиации. В июле 1940 года назначен на должность начальника Качинской школы военных лётчиков. В этой должности А.А. Туржанский встретил начало Великой Отечественной войны. Благодаря решительным действиям, опыту и знаниям А.А. Туржанского, в первый день войны были в основном сохранены самолёты и личный состав Качинской авиашколы: после получения предупреждения о возможном нападении врага самолёты были рассредоточены на аэродроме (на аэродромах, где самолёты стояли рядами, в первый же день войны были уничтожены вражеской авиацией), а личный состав авиашколы заранее выведен в поле.

С августа 1941 года преподавал в Военной академии командного и штурманского состава ВВС, эвакуированной в г.Оренбург.

19 февраля 1942 года А.А. Туржанский был арестован по обвинению в “пропаганде пораженческих настроений, клевете на командный состав Красной Армии и восхвалении германских войск”. А.А. Туржанский действительно говорил ту правду, о которой говорить тогда запрещалось, в частности, о том, что страна была недостаточно подготовлена к военным действиям, что силы противника недооценивались…, что сообщения Совинформбюро предназначены для масс и не соответствуют действительности, так как уменьшают наши потери и преувеличивают потери противника”. Арест был вызван непосредственно очередным доносом сослуживца по академии.

А.А. Туржанский был заключён в тюрьму в одиночную камеру и находился под следствием, без суда и права переписки, до 1952 года. В 1952 году был осуждён на двенадцать лет. В марте 1953 года умер Сталин. В конце июня 1953 года арестован Берия. Согласно выписке из протокола заседания Президиума ЦК КПСС от 13 июля 1953 года, с грифом «строго секретно» был утверждён проект вышедшего затем секретного Постановления ЦК КПСС, обязывающего Военную коллегию Верховного суда пересмотреть дела осужденных генералов и адмиралов Советской армии.

После освобождения и лечения А.А. Туржанский был назначен заместителем начальника кафедры бомбардировочной авиации Военно-воздушной академии, в 1954 г. он окончил курсы усовершенствования в ВВА (в Монино), затем работал преподавателем кафедры тактики ВВС в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского в Москве, где прослужил до декабря 1955 г. По состоянию здоровья был зачислен в запас, затем отправлен в отставку. С 1957 года по 1976 год работал в Московском физико-техническом институте (МФТИ) в городе Долгопрудном преподавателем на военной кафедре, затем заместителем декана по общим вопросам факультета общей и прикладной физики.

Умер в Москве 2 июля 1982 года.

БОРИС ТУРЖАНСКИЙ. ЛЁТЧИК, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Борис Александрович Туржанский (1900-1948) – Герой Советского Союза, награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился 26 февраля 1900 г. в Смоленске. В 1910-13 гг. учился в 1-м Смоленском реальном училище, затем перевелся в Смоленскую гимназию. В 1915 г. семья Туржанских переехала в Москву. Учился в Московском художественном училище, подрабатывая частными уроками. В 1917 г. работал помощником художника.

В РККА с 1918 г. Член ВКП(б) с 1919 г. Участвовал в гражданской войне. В 1918-20 гг. вместе со старшим братом Александром служил во 2-м корпусном авиаотряде Южного фронта. Был младшим телефонистом. И в дальнейшем судьба вела братьев по жизни если и не рядом, то переплеталась достаточно сильно.

В 1923 г. Борис Туржанский окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1924 г. – Зарайскую летную школу авиации №1. Был лётчиком-инструктором, а затем начальником лётного отделения Военно-воздушной академии им. Жуковского. Затем служил помощником начальника штаба авиабригады. В 1929 г. окончил КУВНАС при ВВА им. Жуковского.

В 1932-33 г. командовал 7-й истребительной авиаэскадрильей им. Дзержинского. С марта 1936 г. комбриг Борис Туржанский был слушателем оперативного факультета ВВА им. Жуковского.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 22 октября 1936 по 11 февраля 1937 года. Был командиром авиагруппы И-15 Северного фронта. Сбил 6 самолетов противника.

20 декабря 1936 г. в воздушном бою самолет Туржанского был поврежден, а сам он тяжело ранен. Ему все-таки удалось перетянуть линию фронта, но при посадке в горах истребитель скапотировал. Место вынужденной посадки после интенсивных поисков обнаружили только на следующий день. Советского добровольца срочно отправили в местный госпиталь, где он перенес сложную черепную операцию, пришлось удалить глаз. После лечения в госпитале был отправлен на родину. 31 декабря 1936 г. Туржанскому Борису Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль №12. В 1937 г. присвоено воинское звание комбрига.

После излечения он стал настойчиво добиваться возвращения в строй. Ему устроили суровое испытание: совершить на истребителе И-15 десять полетов по кругу на точность приземления. Отлично выдержав экзамен, он получил разрешение на полеты без ограничения. В 1940 г. полковник Борис Туржанский стал начальником лётно-испытательной станции авиационного завода № 1.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле-октябре 1941 г. в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме. В конце 1941 г. назначен начальником лётно-испытательной станции авиационного завода в Новосибирске, а в 1942 г. – начальником лётно-испытательной станции авиационного завода в Тушино.

14 июня 1948 г. Герой Советского Союза полковник Туржанский Борис Александрович умер после тяжелой продолжительной болезни.

Похоронен в Москве – на Армянском кладбище. В марте 1971 г. его именем был назван сверхзвуковой ракетоносец.

По материалам интернет-ресурсов

Категории: Национальное достояние

1 ответ до сих пор ↓

  • 1 Николай Анатольевич // Ноя 7, 2020 в 19:17

    «С марта 1936 г. комбриг Борис Туржанский был слушателем оперативного факультета ВВА им. Жуковского». … «В 1937 г. присвоено воинское звание комбрига». Вы читаете, что пишете?

Оставить комментарий