«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Счастье спрятано в кукле

Январь 28, 2015 · Нет комментариев

В детском саду «Снежинка» начал свою работу кружок «Куклы из бабушкиного сундука». Его программа направлена на возрождение традиций изготовления разных видов народной куклы – обрядовых, обережных, игровых. Но самое главное – в работе кружка принимают участие не только дети старшего дошкольного возраста, но и их мамы, сестры.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, современные люди успели растерять то, что годами копили наши предки. Приобщение детей к истокам народной культуры – одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, ведь без прошлого нет будущего.

Счастье спрятано в кукле

Почему же для своей работы я выбрала именно традиционную народную куклу, которая была незаслуженно забыта? Да потому что она почти не изменилась с тех пор, как придумали её наши предки, ведь хранительницами древних знаний об устройстве мира были именно женщины. Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке и рождалась в деревенской семье в живом разговоре, на глазах сестер, братьев, сверстников. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.

Кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Она не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети. Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку через кукольный мир ребенок познавал мир и самого себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играл, тот счастья не знал», – гласит народная поговорка.

Тряпичные куклы известны всем народам, они имелись в каждой семье, где были дети, особенно девочки. Обычно первую куколку делали малышке взрослые – мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Смастерить куклу из доступных тканей и подручных материалов (смотать, скрутить, свалять) дети могли сами уже с 4-5 лет и вместе с ними входили в особый женский мир. Это рукоделие всегда поощрялось, так как девочка получала необходимые ей навыки шитья, вышивания; училась, играя, пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами. Это побуждало её к труду, творчеству – к одному из главных достоинств самодельной игрушки. Девочки 9-12 лет шили более затейливые куклы «на выхвалку» и сравнивали, у кого получилось лучше. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе их владелицы. Чем наряднее кукла и чем больше у неё «приданого», тем больше почёта и уважения хозяйке.

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над «молодой». Продолжалось это, как правило, до рождения первого ребенка. Считалось, что девочка должна «доиграть» в куклы. Ведь старинная и вечно новая игра «в дочки-матери» не только учила девочку выполнять необходимые простые действия (надевать одежду, мыть посуду, застегивать пуговицы и завязывать ленточки, накрывать на стол, укладывать спать и т.д.), но и помогала ей усваивать распределение ролей в семье, овладевать системой поведения в разных ситуациях, приобщалась к труду и будущему материнству.

Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в любви, передавать традиции. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Именно игра в куклы формирует традиции материнства. Неспроста раньше, выбирая невесту для своего сына, будущий свёкор смотрел на кукол, сделанных невестой. Поделка могла многое рассказать о её создательнице, в создаваемую куклу мастерица вкладывала душу и делала её с любовью.

Если кукол не было, это означало, что девушка не любит детей, поэтому сваты сразу уходили из дома. Интересно, что в самой игре в руках с легкообратимой народной куклой закладывался образ материнства, будущая форма любви матери к ребёнку. Ведь кукла – обобщённый образ человека, она позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: качать, укладывать, переодевать и т.д. Кукла включалась в различные игры, в которых дети проигрывали различные сюжеты, то есть разные социальные роли, что делало куклу средством социализации.

В нашем детском саду «Снежинка» в новом 2014-2015 учебном году начал свою работу кружок «Куклы из бабушкиного сундука», программа которого направлена на возрождение традиций изготовления разных видов народной куклы (обрядовых, обережных, игровых); развитие творческих способностей и художественного вкуса у детей. В работе кружка принимают участие не только дети старшего дошкольного возраста, но и их мамы, сестры. Таким образом, мы решаем задачу сплочения семьи, вовлекая её в совместную творческую деятельность в стенах дошкольного учреждения. Занятия проходят один раз в неделю во второй половине дня.

Программа обучения составлена на год и предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с ней, а начинается с изготовления самых простых куколок, при этом учитываются возрастные особенности детей, так как некоторые куклы требуют умения и ловкости даже от взрослых. Также в рамках нашей программы предполагается знакомство с традиционным женским костюмом, так как наряд русской куклы несёт не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Знакомство с тряпичными русскими куклами позволит детям узнать некоторые стороны культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей.

В своей работе я придерживаюсь определенных правил при изготовлении кукол.

– Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, если сделать кукле лицо “по образу и подобию человеческому”, в неё может вселиться злой дух и нанести вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, недоступная для вселения в неё злых сил и безвредная для ребенка.

– В наряде всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

– Ткань для куклы берем натуральную: лен, хлопок, шерсть; ведь работа именно с таким материалом дает ощущение тепла и нежности.

– Куклы сделаны без использования иглы, потому что куколка должна быть “не резанная” и “не колотая”.

На Руси в жизни девочки почти на все случаи жизни были свои куклы. Расскажу лишь о некоторых из них.

Еще до рождения ребенка будущая мама подвешивала над колыбелью куколку Кувадку, где та и дожидалась рождения малыша, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Кроме того, малютки Кувадки были первыми предметами внешнего мира, с которыми знакомился ребенок. Яркие, маленькие, разноцветные, а главное – сделанные руками матери или бабушки, заряженные их любовью, они помогали маленькому человечку расти и развиваться гораздо лучше нынешних погремушек.

Кукла Пеленашка делалась для деток до одного года. Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в «дочки-матери», заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.

С двух лет дети под руководством бабушки делали свою первую куклу Отдарок-на-подарок, в знак благодарности за подарок, услугу или что-то хорошее. Её делали для родителей, сызмальства приучаясь быть благодарными им за то, что те растят и заботятся о них. При этом дети говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили».

В возрасте трех лет мама или старшая сестра сворачивала ребенку из лоскутка ткани куклу Зайчик-на-пальчик, чтобы тот не плакал и не скучал, когда оставался один. Зайчик – друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе творится, пожаловаться, если что не так.

А вот и кукла Каша, или как её еще называют Помощница, – эдакий мешочек с ножками-ручками, красной ниткой перетянутый, ростом с горшочек. Эту куколку мама делала своей семилетней дочке, когда та варила свою первую кашу и приговаривала: “По пояс крупички, по шейку водички, по голову каши… Вот тебе, дочка, и подруга, и советчица”.

Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид рукоделия, который не требует особых затрат. Смастерив такую куклу однажды, влюбляешься в неё навсегда, потому что она сделана своими руками, оживлена собственной фантазией. И пусть в ней нет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованного кем-то лица, зато есть что-то такое, от чего теплеет взгляд и хочется смотреть на неё снова и снова.

Такую народную куклу не купишь в магазине. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир.

Галина ОЧЕРЕТЬКО, воспитатель детского сада “Снежинка” и руководитель кружка “Куклы из бабушкиного сундука”

Категории: Истоки

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий