В праздничный, по Победному календарю, день – 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда – дружная делегация навестила Мярзию Искаковну Виноградову. Поздравить с праздником и пожелать ветерану здоровья и благополучия пришли замглавы Гагаринского района Андрей Смирнов, начальник отдела по культуре Ольга Брехова, председатель Совета ветеранов Павел Белов, руководитель историко-краеведческого отдела музея Евгения Белова.
Когда началась Великая Отечественная война, Мярзие было всего лишь 5 лет, но воспоминания всё же сохранили “тёмные” страницы детства, которые до сих пор можно «перелистывать» только со слезами на глазах. Гости не перебивали.
Мярзия Искаковна и её семья – из «крещённых блокадой», как назвала жителей Ленинграда в своём стихотворении “Февральский дневник” Ольга Берггольц.
Вместе с Мярзиёй в семье росли четверо детишек. В Ленинграде они жили на Косой линии, неподалёку от важных предприятий: кожевенный завод имени Радищева, “Севкабель”. Балтийский завод уже в начале июля 1941-го полностью перешёл на выполнение заказов для фронта. Балтийцы участвовали в изготовлении деталей 76-мм пушек, миномётов, корпусов авиабомб, производили литьё и обработку снарядов, бортовой брони для танков КВ. Когда началась блокада Ленинграда – 8 сентября 1941 года – заводы бомбили: “Здесь всё рядом: Финский залив, Кронштадт”.
“В блокаду мама кипятила самовар. Уходя на работу, оставляла нам, четверым детям, сухпайки. Поровну на четверых делила между нами хлеб, который был. Брат постарше совсем недоедал и просил у младших сестёр кусочек. Спустя время, уже умирая, он просил у нас за это прощение”, – рассказывает Мярзия Искаковна.
Папа ушёл на фронт. В августе 1942 года “нашу семью эвакуировали из Ленинграда в Пензенскую область, в мамину деревню. В эвакуации самая младшая сестра умерла”.
В 1963 году Мярзия Искаковна приехала из Северной столицы в Гжатск – по счастливым личным обстоятельствам. Сосватался к ней гжатчанин Юрий Виноградов, который учился в Ленинграде. (Отец его, Серафим Павлович Виноградов, преподавал в Гжатском зоотехникуме хирургию.)
Познакомились Юрий и Мярзия на вечере отдыха, да так и не расставались больше. Семья переехала в Гжатск, родились дети – трое, вырастили их, дали образование. Мярзия Искаковна трудилась на заводе “Динамик”. Вспоминая молодость и улицы в глиняной жиже в межсезонье, говорит, что “сейчас хорошо стало в городе, в босоножках можно ходить”. В Гжатске она живёт уже 60 лет, считает себя старожилом, несмотря на то, что каждый год навещала любимый город на Неве.
Мярзия Искаковна – богата: в семье шестеро внуков и 12 правнуков. А ещё огород. В общем, есть чему порадоваться.
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий