Как тесен мир! Путешествуя, мы порой встречаем населённые пункты с одинаковыми названиями. И предположить, что посёлки эти объединены не только именем, но и населением, в них проживающим, было бы сложно. В нашем случае это не совпадение. Крупное село Гусарка в Запорожье основано переселенцами из Гжатского, Смоленского и Краснинского уездов Смоленской губернии. На другой “стороне” России, в Новосибирской области, есть село Гжатск, построенное гжатчанами собственными руками.
Причины, по которым наши предки покидали малую родину, разные. Мог ли помыслить Пётр I, повелев основать Гжатскую пристань и принудительно заселить её для снаряжения караванов на Санкт-Петербург купцами и мещанами из соседних губерний, что через почти 100 лет сельские жители Гжатского уезда примут государев посыл, а оказавшись на чужбине, всем гуртом будут строить “свои” сёла, перенесут свой уклад жизни? Вряд ли. Но история такова, а каждый день приносит нам сюрпризы. Сегодня расскажем о Гусарке.
В. АФАНАСЬЕВ, директор краеведческого музея (г.Гагарин),
“Красное знамя” от 9 января 1973 года
На днях фонд рукописных материалов краеведческого музея пополнился микрофотокопиями интересных документов, изготовленных по нашей просьбе работниками Центрального Государственного исторического архива в Ленинграде. Являясь важным источником, дополняющим историю Гжатского уезда конца 18 и начала 19 веков, эти документы проливают свет на одну из малоизученных его страниц – переселение государственных крестьян в Екатеринославскую губернию.
Уже в конце 18 века в центральных губерниях России начал ощущаться недостаток земли у государственных крестьян. Это вело к их обнищанию и, что особенно беспокоило царское правительство, с каждым годом увеличивало недоимки ввиду снижения платежеспособности крестьян. Правительство пыталось решить эту проблему путём переселения крестьян в малозаселённые окраины страны, в том числе и в Южную Украину. Поначалу эти мероприятия проводились в небольших масштабах. Однако дальнейший рост числа малоземельных крестьян вынудил правительство резко увеличить число переселенцев в Новороссийский край (так называлась тогда Южная Украина) до нескольких тысяч человек в год. Только в Херсонскую и Екатеринославскую губернии за 1804-1811 годы было переселено свыше 32 тысяч государственных крестьян и однодворцев. Это число могло быть значительно большим, но некоторые крестьяне переселились без ведома официальных органов, чтобы избежать излишнего обложения налогами.
Особенно остро ощущалось малоземелье в Смоленской губернии. Отсюда в 1807-1813 годах было переселено около 3,5 тысячи так называемых экономических крестьян. Причем в отличие от других губерний это переселение было проведено как единая массовая кампания. Ей предшествовало издание специального законоположения, которое предусматривало некоторые льготы переселенцам.
Для смолян был выделен Александровский уезд Екатеринославской губернии. Ими были основаны четыре села: Гайчула, Бельманка, Темрюк и Гусарка. В последнем поселилась бОльшая часть переселенцев из Гжатского уезда. Прежде в этих краях жили сагайские татары. Они не занимались земледелием, и поэтому переселенцам пришлось сразу же столкнуться с дополнительными трудностями: при плохой обеспеченности тягловой силой надо было поднимать целину. Недостаток леса затягивал строительство домов, жить приходилось в землянках. Затяжка с выдачей ссуды (например, на покупку семян деньги были выданы лишь в конце мая) привела к тому, что уже с первого года крестьяне попали в должники. Всё это приводило к тому, что земля, отведённая смоленским переселенцам – свыше 50 тысяч десятин, так и не была полностью освоена.
Изменилось и направление хозяйства крестьян: они стали больше разводить скота, в том числе овец; появился новый вид тягловой силы – волы. Переселенцы привезли с собой и ткацкие станки. В описании упоминается об их занятии ткачеством: “Женщины прядут лён и шерсть, ткут холсты и сукна”.
Положение переселенцев резко ухудшилось после истечения льготного пятилетнего срока. Теперь они должны были платить подати и отбывать повинности, а также выплачивать ссудные деньги. Труднейшие условия существования, голод и нищета приводили к большой смертности населения. Только в течение одного 1812 года умерло около 30 процентов всех переселенцев. Во все другие годы смертность превышала рождаемость. Значительная часть крестьян, не имея возможности вести хозяйство, превращалась в бродячих “бурлаков”, скитающихся по стране в поисках грошового заработка.
Виновное в тяжёлых условиях жизни поселенцев, в большой смертности среди них, правительство на них же возложило уплату ссуды за вымершие семьи. Таким образом, крестьяне сёл с большой смертностью должны были выплачивать большие суммы, что вело к увеличению её ещё более. Так было, например, в рекордном по убыли селе Гусарка. Кстати, именно сюда в 1814 году прибыла последняя партия переселенцев-смолян – 400 крестьян Гжатского уезда. Им отвели землю, совершенно непригодную для поселения. Значительная часть гжатчан вынуждена была вернуться на родину, где их земля уже была распределена между оставшимися жителями сёл. Другие “неизвестно куда убыли”, частью погибли от голода, частью превратились в бродяг.
Под влиянием многочисленных протестов правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки: были аннулированы долги, неуплаченные переселенцами по причине их смерти, была дана отсрочка для выплаты ссуды ещё на 5 лет. Но эти незначительные меры, принятые лишь в 1819 году, были запоздавшими, и уже не могли хоть сколько-нибудь улучшить положение переселенцев.
Много тяжёлых испытаний выпало на долю гжатских переселенцев. За полтора века сменилось несколько поколений. Сейчас село Гусарка Куйбышевского района Запорожской области – современный посёлок городского типа с населением около 10 тысяч человек. Его население – выходцы из Клушино-Воробьёвской, Михайловской и ряда других волостей Гжатского уезда – связано узами единой крови с жителями нашего района, хотя и входит в состав братского украинского народа. Ну, а само село Гусарка является младшим братом нашего города.
Гусарские тканые “дорожки” и “бульба” объединили русских, белорусов и украинцев
Осваивая виртуально географическое пространство переселившихся гжатчан, возник вопрос: а почему Гусарка? Оказывается, что до основания села, в конце XVIII века, на этом месте был постой гусарского полка. Здесь-то и поселились крестьяне из Гжатского, Смоленского и Краснинского уездов с разнообразным этническим “составом”. Так и соединились наследия народов, три культуры – украинская, русская и белорусская, что повлияло на язык, обычаи, уклад жизни, ремёсла (появились бондари, плотники, каменщики, ткачи), декоративно-прикладное искусство. Например, в Гусарке благодаря смоленским переселенцам получило развитие ткачество. Изделия домашнего обихода вызывали восхищение, “дорожки” и ковры возили в Москву и Киев, а слава о “гусарских” мастерицах разлетелась на всю округу.
В материале Ю.Купермана “Экспонаты из бабушкиных сундуков” об историко-краеведческом музее в Гусарке директор учреждения Наталья Слабышева с гордостью рассказывает: “Веретено, чесалки, ткацкий станок были в каждом доме. Умение, навыки и секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Да и сегодня у многих жителей есть ткацкие станки, и они не простаивают без дела. А какая у нас полотняная коллекция!..”
Другая “достопримечательность” села – традиционный фестиваль “Гусарская бульба”, изюминкой которого стал конкурс на лучший рецепт драников. А в 2016 году у гусарского фестиваля появился символ – деревянная скульптура “бульбы”, установленная на простаивавший после ликвидации памятника Ленину постамент. Но фестиваль не только о картошке. В Гусарку приезжают мастера по изготовлению кукол-мотанок, гончарному делу, петриковской росписи, вышивке гладью. Считается, что здесь, в селе, основанном смоленскими переселенцами, как нигде в Запорожье, сохраняются и приумножаются национальные традиции народов. На том и стоим!
Проект Cветланы Васильевой
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий