«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Звонница. Милости хочу, а не жертвы. В Благовещенском соборе чаще видят туристов, нежели местных жителей

22 июля, 2022 · Нет комментариев

Накануне визита Святейшего в Гагарин, что уже является историческим событием для нашего провинциального городка с коренным названием Гжатск, настоятель Благовещенского собора игумен Александр поведал о том, что он чувствует в эти полные хлопот и забот дни. У потёртых стен Тихвинской церкви, созерцая сияющее белоснежное великолепие собора с золотыми куполами, царила старина в хорошем значении этого слова и потребность «не бежать», если бы, конечно, не жужжание газонокосилок и навязчивый мотив «магнитофонов» на колёсах.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Путь возвращения Благовещенского собора в Русскую Православную Церковь завершён. Храм, нарядный как никогда и торжественный, радует местных жителей и удивляет своим великолепием и размахом приезжих. С нетерпением ожидаем визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Какие мысли бередят или успокаивают Вашу душу?», – адресовали вопрос настоятелю Благовещенского собора.

Возвращение Благовещенского собора – мечта Патриарха

– Волнение. Это, несомненно, историческое событие для провинциального городка со своей историей: всё-таки 300 лет Гжатску-Гагарину. Благовещенский собор был головной болью Патриарха Кирилла ещё в то время, когда он служил митрополитом в Смоленске. В 2006 году Его Святейшество в разговоре сказал мне о том, что Благовещенский собор обязательно будет возвращён в лоно Русской Православной Церкви. Это событие произошло. Возвращено самое красивое здание в городе, крупнейший храм на Смоленщине. И не просто возвращено, а отреставрировано. Это точно было неподъёмной задачей, если бы митрополит Кирилл не стал Патриархом. Благодаря ему, личным заботам Святейшего, на федеральном уровне было принято решение о реставрации Благовещенского собора. Финансовые обязательства взяла на себя партия «Единая Россия» в рамках проекта «Историческая память».

Реставрация великого собора, построенного по оригинальному проекту в псевдорусском стиле, длилась два года. На сегодняшний день гагаринцы слышат звон сияющих золотом колоколов и знают, что храм для них открыт. Но, к сожалению, красоту собора чаще видят туристы, которые посещают Гагаринские места и удивляются, что в районном центре, в глубокой русской провинции может быть такой необыкновенный храм.

Понятно, что Благовещенскому пока недостаёт внутреннего убранства, но то, как выглядел храм во времена музея и сейчас, сравнивать не имеет смысла. В соборе – светлое пространство, дубовый резной иконостас – реплика иконостаса храма Вознесения в Сокольниках. Готовясь к освящению, мы приобрели ещё немного необходимой утвари. Москвичи, посещая Благовещенский в Гагарине, говорят так: когда заходишь в храм – создаётся ощущение, что мы в столице.

С окончанием реставрации правый берег Гжати «заиграл». Давайте вместе созидать красоту – в каждом месте, где мы живём, работаем, отдыхаем…

Купцы должны были держать планку и достойно заботиться о «доме для души»

– Какой по счёту собор? Давайте посчитаем. Во второй трети 18 века был построен на этом месте «второй» собор. Гжатск вообще был богатым купеческим городом, о чём свидетельствует убранство его храмов – иконы в серебряных ризах, золотая утварь, драгоценные камни. Ведь первые поселенцы пристани – купцы, а они должны был «держать планку» своего честного и делового имени не только артелями, лабазами, домами, благотворительностью, но и содержанием храмов. По убранству церквей можно было судить о состоятельности и благополучии горожан, знати и деловых людей. Представьте: в Благовещенском соборе был 15-метровый золоченый иконостас, а внутри храм – расписан!

К сожалению, «второму» собору пришлось пережить наполеоновское нашествие, и он был разграблен «цивилизованными» французами.

Нынешний образ Благовещенского – это как раз тот собор, который строила, точнее, перестраивала вдова местного купца Анна Ивановна Комарова в память о муже. Строили собор четыре года – с 1896 по 1900 годы. А прежний не разрушали, а разбирали по кирпичику, возможно, использовали материал для расширения «третьего» собора.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Сейчас мы, к сожалению, видим не всю картину. Была 56-метровая колокольня с часами. Была часовня иконы Божией Матери Живоносный источник. Посмотрите: на одном гектаре земли гжатчане построили четыре храма, и все они посвящены Божией Матери: Благовещенский собор, Тихвинская, Всех скорбящих и Живоносный источник. Не напрасно это, неслучайно. Четыре храма не просто в шаговой доступности, а стена к стене! Здесь не надо искать логику, это наитие наших предков. Поэтому можно сказать и так: Гжатск – это малый удел Божией Матери, а она заботится о том месте, где призывают её имя.

В своё время великое княжество Смоленское достигало Витебска и Можайска, и совсем близко от нас находится Колочский монастырь, где в 14 веке была явлена икона Божией Матери Колочская. Икона была такой почитаемой, что Иван Грозный заботился о процветании Колочского монастыря. Да и сама по себе Смоленщина – это земля Одигитрии.

В Евангелие написано: милости хочу, а не жертвы

– Можно строить больницы и школы, но люди не станут образованнее и здоровее, если не будут ими пользоваться, следовать рекомендациям врачей и наставлениям учителей. Так и храмы. Без заботы о своей душе мы лучше не станем. Люди строили храмы, чтобы в них можно было помолиться.

Хотел бы повторить: храмы и музеи строятся для грядущих поколений. Прекрасно, что мы сможем в нашем городе оставить для грядущих поколений такое чудо как Благовещенский собор. Гжатску-Гагарину – более 300 лет, за плечами современников – большая история. Несомненно, мы гордимся, что являемся земляками первого космонавта планеты, но нужно помнить, что и до первого полёта в космос жили люди, рожали детей, трудились не покладая рук, были ремесленниками, воинами, учителями. Поэтому у нашего города теперь две визитные карточки: Юрий Гагарин и Благовещенский собор.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

В завершение осталась одна небольшая просьба. На территории собора имеется небольшое помещение, построенное после войны. Его мы приспособили для склада под вещи и нескоропортящиеся продукты, которые привозят прихожане в помощь нуждающимся. К сожалению, поток просящих растёт, а помещение разрушается, и явно не приспособлено для хранения чего бы то ни было. Нам нужно легко возводимое строение, которое могло бы вписаться в ансамбль собора, чтобы нынешние обшарпанные стены не обижали и не оскорбляли просящих.

В Евангелие написано: милости хочу, а не жертвы. Человек лично может принести жертву, но ни от кого эту жертву потребовать не имеет права…

Категории: Наша вера

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий