«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Всё смешалось “В гостях у Параскевы”

3 декабря, 2021 · Нет комментариев

“В руки взяла: чистый лён, только чуть измятый, да реденько сотканный, а уж мягкий! Глаза закрыла, в пальцах мну – вот они, крепкие нити основы, а эти поперечные потоньше. Аж стан увидела и как челнок бегает. Если много деревенских работ было общих, то одна целиком ложилась на нас, женщин. Лён. Много он нашего труда требовал. Да ведь какой своенравный”, – читаем в книге Анны Тимофеевны Гагариной “Память сердца”.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Этот отрывок – не просто воспоминания матери первого космонавта. Вся книга – самоучитель о жизни, как изразец семейного очага – такой же самобытный, колоритный, тёплый.

Вопреки “нежному” описанию уклад русского крестьянина был тяжёл – от зари до зари, без выходных и больничных, не разгибая спины, без самоходного оборудования, электричества и интернета. Все заботы по хозяйству выполнялись вручную, в помощниках – немудрёные деревянные инструменты и дети. Сеять рожь да припасать на зиму смолоченную муку, овощи, держать скотинку или заниматься льном – главная забота. Как известно, хозяйство в России было натуральным: что посеешь – то и пожнёшь, поешь, в то оденешься и обуешься.

Лён на Смоленщине сеяли повсеместно. Его называли “батюшкой”. Лён – первый материал, который человек стал использовать в качестве ткани для пошива одежды, текстиля для убранства дома. В Египте он был своего рода разменной монетой, наравне с золотыми. Неспроста лён называли “северным шёлком”.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Но какой же это был трудоёмкий процесс! Лён растили, ставили в снопы, давали дозреть, мяли, теребили, чесали, пряли и проч. – с ним “возились” с весны и, почитай, до весны, превращая проклюнувшийся росточек в крепкую рубаху, или сарафан, или полотенце. Наглядное описание – всё в той же книге Анны Тимофеевны.

Современники позабытое ремесло исподволь возвращают. К ткачеству обращаются современные мастерицы, пытаясь совладать с ткацким станком, а после – с восторгом от собственноручно изготовленного полотна. Ну разве не чудо: в век технологий и смесовых тканей в магазинах самому пройти путь от семечки в землю до половичка, прикоснуться к наследию русского крестьянского быта и ощутить грубость и норов деревянных инструментов, придуманных народом! Путешествие в “льняную старину” стало возможным и в музее Ю.А. Гагарина, в одном из залов которого работает интерактивная выставка “В гостях у Параскевы”.

Рассказывает автор проекта Елена Серова.

– Проект зрел в виде замысла уже давно, но непосредственно к его реализации мы приступили в августе нынешнего года. А вот идею оформления выставки – а это верёвочные “снопы”, перевязанные кушаком, – ведь лён у нас батюшка, – полотна разного вида ткачества – дерюжные, пестрядь, узорные, – всё это подсказал директор музея Сергей Владимирович Есипов. Идею мы подхватили, и, по мере возможности, наполняли и декорировали наш зал в расчёте на интерактивное участие посетителей. “Народные” выставки и старинные обряды для “космического” музея – непреходящие ценности, к которым мы обращаемся из года в год, выходя на новый виток прошлого. Специально для “Параскевы” искали орудия труда, сопутствующие выращиванию льна, превращению грубоватого растения в прочную ткань. На выставке представлены прялки из Тверской области, Калуги, самопрялка с Вятки, приносили нам бабушкины “инструменты” жители города Гагарина, узнав, что музейщики создают выставку. Прялки-гребни, порой украшенные резьбой, или даже зеркальцем, были неотъемлемой частью крестьянской избы и девичьим атрибутом. Всё равно что сейчас сотовый телефон. А длинными осенними и зимними вечерами девушки собирались вместе и пряли, попутно напевая мелодичные куплеты. По одёжке судили об умении и трудолюбии будущей хозяйки дома: что вырастила и соткала – в то и оделась.

В проекте будет интересно участвовать посетителям любого возраста, испытать в действии арсенал народных инструментов, ознакомиться, из чего они состоят и как работают. Позволено будет поработать за ткацким станком. А сам лён-батюшка специально привезён Николаем Филипповичем Гавриловым, руководителем хозяйства “Восток”. Здесь и треста, и “голубоглазый” лён во время цветения, и шарики-завязи, и пушистое льноволокно.

Конечно, выставка будет пополняться. Пока немного представлено текстиля и элементов русской народной одежды. Но мы настолько увлечены проектом, живём историями и народными подсказками о нашем “северном шёлке”, что, несомненно, будем искать экспонаты дальше, пересекая границы регионов и следуя за Параскевой”.

Из книги А.Т. Гагариной “Память сердца”:

“В последние дни зимы ставил в доме Алексей Иванович мой станок. В иной день ткала я по шесть-семь метров. Полотно серебристое складывалось, ждало весеннего солнца.

Расстелешь отбеливать весной полотно на снегу, оно искрится, пока золой его не засыплешь, снегом не закроешь. Но выбелит холсты только летнее солнце, вымоет речная вода.

Работы много.

А главной радостью было, когда дом украсишь скатертью белейшей, полотенцами, сверкающими от глажки. Или когда Алексей Иванович скажет:

– Нюр! Я по селу шёл, поглядел – твоё бельё белее всех. А уж до чего гладкие да мягкие простыни!

Лучшая похвала работе – ласковое слово любимого…”

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Прядение и ткачество на Руси были обязательным женским занятием. Какого бы статуса ни была семья, девочку с раннего детства учили ткать, прясть, вязать и вышивать. Прозвище “не ткачиха” считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждой надо было самостоятельно приготовить своё приданое – простыни, скатерти, полотенца, а также будущая невеста своими руками готовила подарки участникам свадебного действа – жениху, свёкру, свекрови.

Так семейное мастерство сохранялось и передавалось из поколения в поколение. А какое наследие, какие умения мы, ловко нажимая на кнопочки, сможем передать потомкам?..

Проект “В гостях у Параскевы” реализуется в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Герой соцтруда Ксения Мухтарова – первая “по льну”

Первым Героем социалистического труда на Смоленщине в послевоенное время стала гжатчанка Ксения Петровна Мухтарова. Этой высшей в СССР награды за трудовую доблесть она была удостоена в 1949 году.

Ксения Мухтарова родилась 8 февраля 1898 года в деревне Суховети Гжатского уезда Смоленской губернии. Оставшись сиротой в шесть лет, “к пятнадцати годам стала настоящей работницей – и пахала, и косила, и теребила, и мяла лён”, вспоминала Ксения Мухтарова.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Выйдя замуж, в 1919 году переехала в село Головцово (не так давно – Ашковское поселение). В 1929 году вместе с семьёй вступила в колхоз “Красный транспортник”, затем в 1937-м – в артель “Ленинский путь”. В 1940 году была признана “Лучшим овцеводом Смоленской области”. В годы Великой Отечественной войны Ксения Петровна жила в оккупации, её дочь фашисты угнали в Германию, а сама она дважды едва не погибла.

Когда весной 1943 года её деревня была освобождена от гитлеровцев, Ксения Петровна сразу же включилась в работу по восстановлению: участвовала в строительстве домов, пахала на коровах и вручную засевала колхозное поле. Летом 1943-го Мухтаровой доверили руководство льноводческим звеном из восьми человек в колхозе “Ленинский путь”. Первый полученный с каждого гектара урожай составил всего 1,76 центнера волокна, но уже пять лет спустя звено стало собирать по 6,38 центнера льноволокна и по 7,3 центнера элитных семян. Весть о трудовой победе льноводок звена Мухтаровой разлетелась далеко за пределы области. Вспоминая, Ксения Петровна отмечала: “Никто из нас не думал о наградах, а просто работали дружно, добросовестно, от всей души…” (По материалам Смоленского музея-заповедника)

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Категории: Культура

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий