«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Жулька. Чудесное спасение

21 декабря, 2020 · Нет комментариев

Из цикла “1960 год. Хроника подготовки к полёту”. Заключительная статья

По звукам, доносившимся из него, было похоже, что собаки живы. Трёхсуточное нахождение в относительно тёплом спускаемом аппарате не причинило их здоровью вреда. “Экипаж” в добром здравии был доставлен в Москву.

О первом полёте человека в космос написаны книги, сняты документальные и художественные фильмы. О подвиге Юрия Гагарина наши соотечественники узнают уже в детские годы.

Не столь часто говорится о проблемах, возникавших на протяжении 108 минут исторического полёта. И только специалистам и историкам космонавтики известно, как непросто шла к нему подготовка. Поэтому в течение года мы возвращали Вас, дорогой читатель, к событиям шестидесятилетней давности, и на основе рассекреченных в последние годы документов вместе отслеживали хронологию событий того времени. Долгое время не принято было говорить о драматических событиях 1960 года. И в наше время известна ещё далеко не вся правда. Замалчивание фактов не даёт возможность верно представить масштаб подвига всех тех, кто был причастен к историческому полёту. Поэтому с позиций сегодняшнего дня мы напомнили Вам о том периоде, когда решалась судьба первого полёта человека за пределы Земли.

Неудача многовиткового полёта в первых числах декабря стала основанием для пересмотра длительности нахождения на орбите первого космонавта. Сторонники суточного полёта лишились своего главного аргумента – точного расчёта траектории и места приземления, казалось, убедительно продемонстрированного во время старта Белки и Стрелки в августе. Впрочем, необходимо напомнить, что медики уже по результатам этого пуска настаивали на одновитковом полёте.

После анализа всех факторов технического и медицинского характера было принято решение, что первый человек в космосе совершит один виток с приземлением в Куйбышевской (ныне Самарской) области. Для отработки соответствующей трассы на 22 декабря был назначен старт космического корабля с собаками Шуткой, Кометой и другими животными. Для организации полёта и спасения “экипажа” в Куйбышев вылетел руководитель отряда космонавтов генерал Н.П. Каманин.

Однако уже вскоре после старта связь с кораблём была потеряна. На этот раз подвела третья ступень ракеты-носителя. Это означало, что четвероногие “космонавты” не вышли на космическую орбиту и летательный аппарат совершил баллистический полёт. Расчёты баллистиков показывали, что ракета должна упасть где-то на территории Якутии. Более точно определить место её падения не представлялось возможным.

Подобные нештатные ситуации учитывались конструкторами. Для спасения животных было предусмотрено катапультирование капсулы с последующим парашютированием. Однако сорокаградусные морозы, казалось, не оставляли каких-либо шансов на их спасение. Даже если “экипаж” корабля благополучно совершит мягкую посадку, температура в неотапливаемой капсуле небольшого объёма уже в ближайшие часы сравняется с окружающей средой. Все понимали, шансов на спасение у Шутки и Кометы практически нет. Когда баллистики сообщили о своих выводах относительно вероятного района гибели космического аппарата, в Центре управления полётом воцарилась мрачное настроение.

Единственным человеком, который не терял надежды, был С.П. Королёв. Он отдал команду своему помощнику Арвиду Палло немедленно вылететь с поисковой группой в район возможного места падения ракеты. Двое суток затратили поисковики на получение хоть какой-либо информации. Никто из местных жителей не видел ничего такого, что могло бы навести на след произошедшей аварии. Мнения поисковиков разделились: одни говорили, что территория Якутии огромна и осколки третьей ступени ракеты и сам космический корабль могли находиться в отдалённых районах; другие считали, что баллистики допустили ошибку в своих расчётах. Но в любом случае гибель хвостатых “космонавтов” была неизбежной. Главный конструктор продолжал настаивать на продолжении поиска.

Из соседнего с Якутией района Красноярского края пришло сообщение, в котором один из лётчиков говорил о наблюдении им купола парашюта над верхушками деревьев примерно в 70 километрах от посёлка Тура. Более суток пришлось добираться до указанного пилотом места. Поисковики стали свидетелями удивительной картины. Они увидели два повисших на ветках раскрывшихся парашюта и между ними на высоте нескольких метров спускаемый аппарат корабля в целости и сохранности. Очевидно, катапультирования капсулы из спускаемого аппарата по какой-то причине не произошло. По звукам, доносившимся из него, было похоже, что собаки живы. Трёхсуточное нахождение в относительно тёплом спускаемом аппарате не причинило их здоровью вреда. “Экипаж” в добром здравии был доставлен в Москву.

Как рассказывают очевидцы, радости Королёва не было предела. Он настаивал, чтобы о полёте Шутки и Кометы сообщило ТАСС. Николай Петрович Каманин писал: “Сообщения о полёте космического корабля 22.12.1960 года нет и, по-видимому, уже и не будет. Все потуги Королёва хоть частично зафиксировать этот полёт провалились. Отказавшись сообщать о полёте, ЦК КПСС тем самым признал серьёзный провал этого пуска”. Таким образом: “никаких торжественных встреч, пресс-конференций и даже сообщения ТАСС Шутка и Комета не удостоились. Их чудесное спасение явилось результатом отказа техники типа “нарочно не придумаешь”.

“Частично удачным” назовёт его Олег Георгиевич Газенко потому, что всё-таки хоть и с большими трудностями, но нашли катапультируемый контейнер с выжившими собаками. Газенко взял потом Жульку к себе, и она двенадцать лет жила в их доме и радовала всю семью.

Возможно, читатели старшего поколения помнят художественный фильм “Корабль пришельцев” (1985 г.), в основе которого – предновогодние события 1960 года. Роль С.П. Королёва играл Олег Табаков, консультант фильма – космонавт Георгий Гречко. Разумеется, художественный фильм не может точно отражать реальную действительность. Согласно сюжетной линии, первым увидел падающую ракету местный метеоролог. Он решил, что это корабль пришельцев. Его информацию, естественно, никто всерьёз не воспринимал. Случайно об этом узнал Главный конструктор. Поскольку сообщение метеоролога совпало с координатами возможной аварии, туда и была отправлена поисковая группа.

Подходил к концу високосный 1960 год. Вот как о нём вспоминал ведущий конструктор Олег Генрихович Ивановский: “И начался тяжелейший 1960-й, год напряжённейших испытаний, перемежающийся авариями и успехами, год отработки “Востока”. Королёв, не сворачивая ни на шаг в сторону, шёл к заветной цели – создать космический корабль для полёта человека в космос. Результаты пусков в 1960 г. у многих не вызывали восторга и энтузиазма: из 5 стартов ракет с кораблями-спутниками (в т.ч. с собаками на борту) в полёт пошли 4, на орбиту вышли 3, а на Землю вернулись 2. Из этих двух нормально приземлился только один! Такова была статистика. А в планах – полёт человека. Многие полагали, необходимы были ещё 2-3 пуска без человека, с манекеном, но в полной комплектации пилотируемого корабля”.

Таким образом, предстояло ещё опробовать одновитковую трассу полёта, вызывали беспокойство первая и третья ступени ракеты-носителя. Безупречно работал двигатель второй ступени (самый мощный, часто его называют “центральный”). Сбой в его работе произойдёт 12 апреля следующего – 1961 – года. Так и не удалось обеспечить мягкую посадку спускаемого аппарата. Космонавту предстоит катапультироваться и спускаться на парашюте. Обнадёживал накопленный опыт полётов животных.

У американцев к концу года такого опыта явно недоставало. Только в начале 1961 года будет принято решение о запуске обезьяны в рамках программы “Меркурий”. Хотя суборбитальный полёт будет кратковременным, животному предстояло перенести перегрузки (больше, чем на нашем корабле). По результатам эксперимента будет принято решение о полёте первого астронавта.

Космическая гонка вступила в решающую фазу.

Михаил БУТРИМЕНКО, Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научные сотрудники отдела Первого полёта Музея Ю.А. Гагарина

Категории: История · Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий