«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Юрий Гагарин. К физике с лирикой

5 октября, 2020 · Нет комментариев

От школьной парты в Гжатске до первого полёта в космос Юрий Гагарин шёл обычным путём советского гражданина. Своим трудом и усердием, без денежных вложений и репетиторов, с пытливым взглядом и способностью учиться, впитывать знания, которыми одаряли его учителя, наставники, инструкторы. Выполнив добросовестно своё рискованное задание на передовой космоса, офицер Гагарин на десятилетия вперёд подтвердил знак качества советской системы образования, главной в которой остаётся Учитель, его слово.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Биография Гагарина – как у тысяч советских граждан. Посыл трудолюбия и душевной радости жизни на долгие годы стал эталоном для растущих мальчишек и девчонок.

Родители будущего учителя физики Кармановской школы с фамилией Гагарины ни секунды не сомневались, какое имя дать сыну. Юра Гагарин в отряд космонавтов не стремился, жил обычной жизнью провинциального парня. К имени своему относился без замирания сердца: первый космонавт для поколения шестидесятников был скорее не кумиром, а примером.

За плечами – годы обучения в стандартной советской школе, в которой главными были учителя. Затем – институт. Выбор профессии Юрию Гагарину облегчили в детстве, обратив внимание на задатки учительства. Юноша склонен был порисовать, а мудрый школьный педагог повернул мысли Юры на 180 градусов, указав на физику. Подсказка сработала: студент физмата Гагарин карандаши применил иначе.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Заветный диплом об окончании Смоленского педагогического института стал путёвкой в жизнь. Но до первых уроков – путь не близкий. Гагарин “ушёл в армию”. Срочная служба тоже пошла в копилку жизненного опыта.

Вернувшись из “закрытого города” в Ленинградской области в декабре, сержант Юрий Гагарин направился в “роно” (народный отдел образования), начальник которого Владимир Александрович Михайлов развёл руками: середина учебного года, мол, какая физика! И Гагарину пришлось продолжить “военную” деятельность: Юрия Васильевича определили в Кармановскую школу учителем НВП – начальной военной подготовки.

Шёл 1985-й год. Гагарин учил детей быть готовыми ко всему, держать тело в тонусе, а мысли – востро, оказывать первую медицинскую помощь и разбирать “калашникова”, не суетиться и оставаться в любых ситуациях человеком.

В ту пору профессия учителя была востребованной, уважаемой. О дефиците кадров даже не догадывались, а по отдельным предметам учителям для трудоустройства приходилось стоять в очереди. “Место” подвернулось через десять лет: путь к физике открыт. Теперь Юрий Васильевич будет вести курс полноправно, а не замещать по надобности старших педагогов.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

“Как объяснить ребёнку, зачем ему нужно изучать физику?” – спрашиваем.

Ответ прост: заинтересовать этой увлекательной и полезной наукой. Только физик может так ответить: всё гениальное – просто. А метод Гагарина-учителя работает! Захватить внимание подростка, “не упустить его интерес” ещё в начале курса, в 7-м классе, когда громоздкой и непонятной на первый взгляд теории немного, а познавательного – целый мир. Правда, когда наступает “эра задач”, спотыкаются многие. Чтобы не завязнуть, надо преодолеть себя, свою леность, тренироваться учить формулы, надеясь на поддержку родителей. Вот тут и приходит на помощь Учитель.

“Секрет какой? У Вас же есть профессиональный интерес, чтобы дети хотели учить физику?”, – интересуемся.

“Не думаю, что это какие-то секреты. Например, рассказываю детям, о том, чего нет в книжке и в интернете с трудом найдёшь. Допустим: что общего у формулы электромагнитных колебаний и единицы измерения Кельвина? Английский физик Уильям Томсон. Формулу вывел он, так и называется: формула Томсона. И единица названа в честь учёного, а Кельвин – это его титул: лорд Кельвин”.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Для Юрия Васильевича “не физика в нас, а мы в ней”. От розетки и перегоревшей лампочки до ускорителя частиц и иных открытий, которые, в конечном итоге, идут в народное хозяйство, то есть для нас с вами. Поэтому задачки на уроке учитель составляет сам, окинув взглядом класс, через задачки постигается вечный смысл формул.

Экспромта как такового нет, рассказывает Гагарин. “Ну нельзя экспромт. Всё-таки ученики. Нужна твёрдая подготовка к уроку. Например, у меня есть 7А класс и 7Б. Материал одного и того же урока я им даю по-разному. Мне самому не нравится второй раз одно и тоже объяснять. Одним расскажу вот такой эксперимент, другому классу, чтобы один и тот же вывод был, но эксперимент совсем другой. Увлеклись вот неподвижной звездой Бетельгейзе, стремящейся превратиться в сверхновую”, – делится опытом Юрий Васильевич.

Интерес хотя бы в том, что учебный материал изменяется со временем. То, что казалось новейшим в 90-е, изучается как само собой разумеющееся. В послевоенные годы радиоточка в доме являла в себе связь с миром, и долгое время таковой оставалась. Тема в 10-м классе об изобретении радио Александром Степановичем Поповым изучалась наглядно, во многих школах создавались радиокружки, ученики “ловили” сигнал ровесников с другого континента, позднее настраивали волну, чтобы послушать запрещённую песню. В веке 21-м нужды в этом нет, и Попов ушёл в историю. А ведь появление радио обязано всё тем же явлениям физики, и если бы не открытие Александра Степановича в 1895 году, мобильного телефона не было бы.

С Юрием Васильевичем небольшому по численности классу вообще спорить не с руки. Да и не из-за чего. Он не повышает голоса, не борется с гаджетами, не стучит указкой по парте. Ведь он – Учитель! На его уроках пытливому подростку некогда преобразиться в подвид “человека кнопочного”. А вдруг упустишь интересный факт о себе самом или научную шутку, которой вечером можно подколоть родителей!

А, может, секрет Гагарина-учителя, за плечами которого 35 лет педагогической деятельности, в том, что для него дети – уже “уровень”? Юрий Васильевич со своими учениками “одной крови”. Не в смысле поговорить на сленге, а показать, что просторечие их утопично и бессмысленно. Как показать? Высотой роста. Смотреть в глаза ребёнку на одном с ним уровне, тем более если ученик “мужичок с ноготок”. (Присядь на корточки, если потребуется.) Вот здесь и скрывается товарищество, доверие.

“Физика облегчает жизнь, – уверен учитель Юрий Васильевич Гагарин. – Точнее, не сама физика, а её знание. Даже школьного курса вполне достаточно, чтобы жизнь себе сделать более качественной”.

Чего и вам желаем…

Светлана Васильева

Категории: Школа

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий