«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Сергей Герасимов. Художник Лужецкого монастыря

15 августа, 2019 · Нет комментариев

Из письма Сергея Герасимова: “Здесь я пробуду до сентября и всё время буду дома. Поездов между Гжатском и Можайском много. У меня можно устроиться переночевать. Вот тогда мы с Вами поговорим и побродим в окрестностях…”

9 августа состоялась долгожданная поездка в Можайск “в гости” к выдающемуся русскому художнику Сергею Васильевичу Герасимову. Она стала очередным этапом работы над проектной выставкой “Я в глубь веков с волнением смотрю…” национального проекта “Культура” (программа “Творческие люди”).

Особое место на выставке в разделе “Творческая интеллигенция” займут материалы о Михаиле Петровиче Жукове – гжатском художнике, выходце из купеческой среды. Благодаря партнёрским отношениям с Можайским историко-краеведческим музеем и заведующей домом-музеем С.В. Герасимова Татьяной Владимировной Тарасовой, стало возможным получить ответы на интересующие нас долгое время вопросы, касающиеся многолетней дружбы талантливых художников – Сергея Герасимова и Михаила Жукова, жизнь которых сложилась по-разному.

Ещё есть в России заповедные уголки, где господствует первозданная тишина, где душа наполняется радостными эмоциями от созерцания свидетельств прежней жизни их бывших обитателей. Такое место есть и в Можайске – это дом-музей Сергея Васильевича Герасимова. Здесь он находил многие сюжеты для своих работ. Построенный художником дом как будто бы “притаился” в низине на берегу Москва-реки у древних стен Лужецкого монастыря. Из широких окон мастерской и сегодня виден блеск соборных глав, контрастирующих ритмам нашего времени. Оригинальное деревянное здание – одно из образцов сельской застройки первой четверти ХХ века. “Скрипучий” дощатый пол, до сих пор хранящие запах бревенчатые стены, крутая лестница, ведущая на мезонин – в мастерскую художника, помнят своих прежних хозяев.

Именно сюда в 1928 году уже известный художник Сергей Герасимов пригласил своего сокурсника по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Михаила Жукова. В одном из писем он вспоминает безмятежные годы юности:

“Дорогой Михаил Петрович. Я был чрезвычайно тронут, когда получил от Вас письмо. Оно напомнило мне дорогое время молодости, надежд и счастья. Мне очень захотелось Вас увидеть… Вышла ужасно досадная вещь – я не застал Вас дома, но я с большим удовольствием осмотрел Ваши вещи и фото господина Коровина, которого у меня нет… Приезжайте (непременно) ко мне в Можайск. Здесь я пробуду до сентября и всё время буду дома. Поездов между Гжатском и Можайском много. У меня можно устроиться переночевать. Вот тогда мы с Вами поговорим и побродим в окрестностях. Буду очень рад…”

Михаил Петрович, по всей видимости, принял приглашение Герасимова, и встреча двух учеников блистательного Константина Коровина состоялась. Можно представить себе, как они подолгу бродили вдоль реки у монастырских стен, вспоминали годы учёбы, делились творческими планами. Это было время формирования новых направлений в живописи. Перед ними стоял непростой выбор: оставаться ли в русле “коровинской школы” или следовать требованиям, диктуемым жизнью.

Незадолго до их встречи, 5 августа 1928 года, в Гжатске прошла художественная выставка. Среди выставлявшихся, кроме Жукова, были его сокурсники по училищу, хорошо известные и Сергею Васильевичу – Леонид Сырнев и Дмитрий Федотов, о которых тот упоминал в своём письме. Михаил Петрович поделился с товарищем своими впечатлениями о работах, представленных в Гжатске. Он критически отнёсся к отбору картин. Те из них, которые он считал лучшими, включая собственные работы, не попали в число представленных.

… Нам не хотелось покидать дом, хранящий историю нескольких поколений живописцев (сын Сергея Васильевича – Леонид тоже был художником). Нас долго не отпускали взгляды, обращённые с портретов. Образы современников Герасимова, исполненные мастером в разные годы, как живые смотрели нам вслед из далёкого прошлого. Завораживающие пейзажи, “подсмотренные” неподалёку, а также ни с чем не сравнимые виды Венеции и Неаполя, регулярных парков Версаля, “погружали” нас в то время, когда Сергей Васильевич создавал свои полотна.

СПРАВКА

Особо стоит отметить в творчестве мастера книжную графику. Сергеем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей: “Капитанская дочка” А.С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н.А. Некрасова, “Гроза” А.Н. Островского, “Дело Артамоновых” М.Горького. Его работы по праву считают шедеврами книжной иллюстрации.

Маргарита ЛЕБЕДЕВА
старший научный сотрудник отдела Первого полёта

Категории: Культура

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий