«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

СВЕТЛАНА ИВАНОВА: Радость отдаю детям

Сентябрь 22, 2017 · Нет комментариев

В канун профессионального праздника воспитателей детских садов и дошкольных работников расскажем вам о Светлане Геннадьевне Ивановой. Сколько же в нашей героине совмещено талантов, способностей, доброты и жизнерадостности! Пространство вокруг становится светлее, а в душе уже наигрывает аккорды песенка «От улыбки…»

Жила-была девочка Света. Росла, как и все дети на планете, радовалась жизни. Весёлая, общительная, любила розыгрыши и вместе с мальчишками каталась по ледяному берегу на портфеле, отчего «вместилище» оценок и тетрадок не выдерживало учебного года. Столь неуёмную энергию надо было направить в мирное русло, и родители Светланы, не рискуя отправлять еще подростка за пределы родного города, убедительно советуют поступить в Гагаринское педагогическое училище – на дошкольное отделение.

В семье Ивановых педагогов не было. Родители — строители, руками которых возводился город первого космонавта и кипела комсомольская стройка. Мать Зинаида Николаевна – из Ярославской области, приехала в Гагарин по распределению на одну из строек штукатуром-маляром. Здесь и познакомилась с будущим супругом – сварщиком Геннадием Яковлевичем. Массовое строительство набирало обороты: на глазах вырастал Северный микрорайон: «три богатыря», многоподъездные девятиэтажки, школа №4, в которой училась Светлана, новое здание детского сада имени Гагарина.

По окончании педучилища наша героиня работает в детском саду «Снежинка». Затем, переводом, пришла работать в дошкольное учреждение «Крепыш». После замужества и рождения дочери Светлана с семьей переезжает жить в село Карманово. С 2004-го года Светлана Геннадьевна – воспитатель детского сада имени Гагарина. Отсюда и начнём наш рассказ.

Играя в арифметику

Профессиональный настрой Светлане дали почувствовать уже в педагогическом училище. Учреждение профессионального образования славилось богатыми традициями и сильными педагогами, оттачивавшими в своих студентах многогранные практические навыки, целеустремленность и умение найти подход к любому ребенку.

Но, каковы бы сильны ни были полученные знания, необходимо было пройти свои “грабли”, найти собственный путь признания и понимания, ведь объектом воспитания становятся малыши – та самая «глина», руками мастера из которой будет «вылеплен» Человек. Ответственность – вселенская! Требовалось не только отыскать «изюминку» в общении с детьми (Хорошо, что наставники в училище уже обнаружили и указали на душевные качества будущего воспитателя.) Следовало найти ту самую золотую середину в воспитании, которое в идеале должно идти из семьи, и помочь «подпитать» камерный союз родителей и детей умением общаться и играть в коллективе, поиском творческого «Я» ребенка и ненавязчивой подготовкой к школе.

В веке 21-ом дошкольное образование перестраивается со строго учебных занятий на игру. Эта тенденция была в духе Светланы Геннадьевны, чей артистизм и перевоплощение пытались вырваться наружу и всё же принести пользу обществу.

– Детям становится интересным всё, если эти знания, даже самые сложные, как нам кажется, даются через игру. Мой подход к детям – игра. Это так просто и сложно одновременно. Ведь важно не переиграть и почувствовать тонкую грань, почувствовать момент, когда игровой элемент подводит ребенка к порции знания, и вот оно уже дает первые плоды: малыш неосознанно, в различной деятельности, показывает вам эти знания. Не в этом ли счастье!

Арифметический счет, логические задания, азы классификации изучаются в игре с Каркушей и другими куклами-рукавичками. Ребенку, общаясь с любимыми и забавными «учителями», и невдомек, что это был урок математики, а в его светлой голове надстроена крошечная клеточка глобальных познаний человечества в этой фундаментальной для большинства наук области.

Мозаичный парк

Игра ли помогла, стремление ли раскрыть внутренний мир ребенка или собственная артистичность – так или иначе средняя группа «Звёздочки» и ее воспитатели Светлана Иванова и Елена Платонова с наступившего учебного года выступила пилотной площадкой для апробации программно-методического комплекса «Мозаичный парк», согласно ФГОСу (федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования). Программа нацелена на развитие личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста, и ее первым психолого-педагогическим условием выступает «личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми».

Для «Звёздочек» составлен иной план развития и деятельности, а в соседней группе ровесники продолжают заниматься по «обкатанной» детсадовской программе. Новая модель совмещает в себе 4 действия, которые ребенок осваивает: увидеть (наблюдение за миром), услышать (звуки окружения), обыграть (телом, умом, лицом) и создать (самостоятельная деятельность). Ежемесячные итоговые мероприятия достижений представляются широкой общественности в лице малышей детсада соответствующей возрастной группы. Одним из любимых «экзаменов» стали хореографические постановки.

Сцена талантов

Бабочки и Бабушки, Волки и Зайцы, Витаминки и Самоделкины с импровизированной сцены детсадовского зала рассказывают зрителю о житейской мудрости и простых ценностях человека, которым учат малышей. В коллективе органично, в течение 54-летней жизни детского сада имени Гагарина, выкристаллизовалась хореографическая стезя. В ногу со временем и сценическим перевоплощением пошла и Светлана Геннадьевна. Собственно, артистизм, как признается воспитатель, у нее в крови. Драмкружок в юношестве, семейные праздники, детсадовские капустники с участием родителей и воспитанников, наконец, игра в КВН.

Скажем пару слов о последнем. Роль помощника режиссера по кастингу Мигули, сестры Мигеля, сногсшибательный танец в тельняшке Светланы Ивановой вызвал овации на прошедшей игре КВН, в которой играли команды детских садов района, и запомнились зрителю. Лёгкости игры на сцене, по воспоминаниям нашей героини, предшествовали волнение и «творческие муки». Но результат того стоил!

– На большую сцену выходить страшно. Первые пять секунд. Потом отключаешь страх и понимаешь, что ты – в составе команды и нужно играть. Так сложилось, что в нашем коллективе мы дополняем друг друга: по характеру, темпераменту – разные, и эта разнородность и составляет секрет нашей сногсшибательности (смеется).

В ежемесячных детсадовских постановках всё, как в настоящих театрах: костюмы, сценарии, декорации, освещение, реквизит. Принимают участие все, кто переступает порог детского сада имени Гагарина: воспитатели, их подопечные, родители подопечных, члены семьи родителей. В общем, как в доме, который построил Джек. Кстати, тем же составом педагоги проводят мастер-классы с родителями, особенно с теми, которые разучились играть. Такой всеобуч на разные темы проводится один раз в три месяца.

– Очень замечательно проводим время! Занятия с логопедом, упражнения с работником по физической культуре. Играем с детьми и родителями. И если с малышами проблем не возникает, то с их мамами и папами, старшими родственниками приходится повозиться. Как-то мы на занятии изготавливали нетрадиционное спортивное оборудование. Собрали родителей, ознакомили их на презентации с тем, что им предстоит сделать. А потом – началось: все вместе, с малышами, делали «мякиши» из шариков, плели веревочки, компоновали солнышки. Дети были серьезны: дано воспитателем задание, надо выполнить. Родителей же не унять – так весело и забавно было! Думаю, они были рады ненадолго вернуться в детство.

Поделись игрушкою своей

Нынешняя группа Светланы Геннадьевны – средняя, ее воспитанники – четырех-пяти лет. Как говорит воспитатель, период сплочения «Звёздочки» прошли. Пришедшим в наступившем учебном году детям «дружиться» с коллективом тяжелее. Сложно ли из малышей, порой не выговаривающих все буквы, привыкших к царскому вниманию в своей семье, «слепить» дружную команду, которая через год-полтора по одному взгляду и первому слову подтягиваются кружком к воспитателю, «ручейком» перемещаясь из класса в зал, из музея на детскую площадку? Для профессионалов – не очень, для несведущих – лучше прополоть огород с картошкой.

– Дети приходят в детский сад в три года, совсем еще крохи, да и возраст не самый «легкий», с психологической точки зрения. Пытаемся играть вместе. Сначала, правда, это выглядит так: ребенок берет игрушку и – ушел. Или насобирает все машинки под мышки и – тоже в уголок. Предлагаем ему поделиться, показываем импровизированную дорогу и объясняем, что у каждой машинки должен быть водитель. Правда, в старшем возрасте дети часто строят дорогу, нежели устраивают гонки: видимо, сказываются особенности местности. А если ребенок как волчонок, то постепенно и он тянется к ровесникам и становится общительным как Волк из «Ну, погоди!»

В этот момент Светлана Геннадьевна вдруг рассказывает о своих выросших воспитанниках. Они, например, став старшеклассниками, приходят забирать «из садика» младших братьев-сестёр и всегда навещают своего воспитателя, вместе смеются над детскими проделками, вспоминают концерты, как не хотелось отдыхать днем и как было бы здорово вернуться «туда» хотя бы на денёчек.

Добавим лишь, что только в детском саду имени Гагарина в руках Светланы Геннадьевны (иначе не скажешь) выросли три группы по 25 детей в каждой.

Художник – звучит гордо

Общаясь, наш путь «пролегал» по длинному коридору, на стенах которого уютно расположились, словно иллюстрации, разноцветные контуры домов. Стены холлов с птичьей клеткой расписаны мечтательными облаками, пальмами и семейкой слонов. Нежно-зеленые коты «встречают» гостей актового зала. В беседе выясняется, что художник-волшебник – рядом со мной! Светлана Геннадьевна ведет рисование в старшей и подготовительной группах, больше любит рисовать мультяшек, но от оформления детского сада не отказалась.

А еще она – режиссер собственных и «садиковских» презентаций и небольших фильмов, которые помогают воспитателям в образовательной деятельности, на праздниках, развлечениях и выпускных: создана целая картотека – по темам и направлениям.

Размышляя о времени будущем, воспитатель серьезно резюмирует, что в детский сад ребенка нужно водить регулярно, а не как в гостевую детскую комнату на пару часов в неделю.

– Родители, забирая вечером ребенка, в основном спрашивают: «Ты покушал?», и так обидно, что часто не смотрят детские работы, выставленные в холле, не интересуются, как прошел у ребенка день. Но есть родители, которые постоянно занимаются со своими детьми, посещают собрания и внимательно наблюдают за ребенком. Считаю, что детский сад и школа должны быть дополнением к семье, а сейчас функция воспитания плавно переложена на плечи образовательных учреждений, семья же осталась материальным и гастрономическим ресурсом. К сожалению, утрачены семейные традиции. Разве совместный поход в течение всей школьной жизни за ручками-тетрадками к первому сентября не традиция? Или слепить главного снеговика зимы, вместе выбраться в поход в поисках Деда Мороза и летом – на «таинственный» ручей, где можно найти «клад»?..

А ведь большой человек начинается с маленького добра!

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Категории: Портрет

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий