20-30 кукол в год. Из трикотажной ткани или хлопковой. С росписью лица или вовсе без лика. Каждая со своим характером, образом и даже взглядом. Но все они хранят тепло рук гагаринской мастерицы Юлии Козловой. Вдохнув жизнь в текстильные игрушки, она открыла для себя свой мир – удивительный и волшебный.
Любовь к куклам из детства
Всё началось, конечно, в детстве. Юля росла ребёнком творческим. Занималась всем понемногу: пела, танцевала, посещала театральную студию, рисовала, что-то сочиняла. А в свободное время, как и все девочки, играла с куклами, наряжала их, прихорашивала. Мама научила вязать, и у любимых игрушек появился первый гардероб. Науку шитья Юля постигала уже самостоятельно. Как-то в жертву искусству не побоялась принести даже мамино пальто. Уж больно оттенок ткани подходил для авторского замысла. Родительница вряд ли, конечно, пришла в восторг, но желание у дочери отбивать не стала. А потом в книжном магазине Юля впервые увидела журнал «Бурда», и интерес к кройке и шитью увеличился в разы.
Сегодня наша мастерица – обладательница внушительной коллекции этого издания. А детское увлечение стало подспорьем в жизни взрослой: Юля шьёт одежду для себя и близких.
Кастрюли сказке не помеха
Четыре года назад случайно зашла на сайт “Ярмарка мастеров” и там “пропала”. Умельцы из разных уголков России здесь делятся своими рукотворными шедеврами, а Юля не переставала восхищаться. Добравшись до кукол, и вовсе загорелась. Свой творческий путь начала с создания примитивной текстильной куколки в технике «тильда» по эскизам норвежского дизайнера Тони Финнангер: «Сшила за час, без машинки, вручную. Какой-никакой, а опыт был. Взяла в руки готовое изделие, и эмоции переполнили. Да и близкие похвалили: «Какая красота получилась!» Это сейчас на неё смотрю и понимаю, что она корявенькая и чудная получилась». Первая кукла до сих пор с Юлей. Что называется – на память. А сын нашей героини в текстильной игрушке и вовсе отыскал схожие черты с популярной актрисой Людмилой Гурченко: то ли эффектная причёска всему виной, то ли горделивая осанка и стать, но детская наблюдательность – небезосновательна.
Куклы для Юлии превратились в собственную историю. Мастерица углубилась в тематику, погрузилась в поиск различных выкроек, которые подгоняла под себя, чтобы создать ту – идеальную и совершенную: «Не всегда вдохновение приходит. Не всегда получается что-то придумать самостоятельно. В итоге прибегаю к компоновке: что-то у одного автора возьму, что-то у другого, что-то своё привнесу. В итоге получается такой собирательный образ, ни на кого не похожий, со своими индивидуальными чертами».
Особое внимание рукодельница уделяет мелким деталям, ровным одинаковым стежкам. Перфекционист по натуре, она скрупулёзно изучала работы других, придирчиво относилась к своим. «Сколько ткани я перевела! Как только руку ни набивала! В ход шло всё: занавески, рубашки, футболки. До тех пор, пока я не созрела до того, чтобы для своих кукол специально покупать ткань», – делится мастерица.
А ещё она – въедливая: если увлеклась чем-то, то вопрос изучит досконально. Через интернет подружилась с известными мастерицами: «Они все такие же, как я. У них есть дети, семья, домашний быт, скучная работа и свой мир». Позже открыла для себя огромную индустрию, в которой не только создают авторских кукол, но и занимаются производством одежды, обуви и аксессуаров для них. Нередко Юля балует своих любимиц, покупая для них модные предметы гардероба, которые в домашних условиях сотворить проблематично.
Микромир: от безликих до расписных
Со временем чёткое следование схеме и копированию чужих работ переросло в создание собственного микромира, а, точнее, “микролюдей”, или кукол для взрослых девочек. Именно так Юля называет свои творения. Говорит, что они создают настроение. Правда, пока лиричное: «Почему-то у меня идёт такой цикл грустный – куклы-грустняшки. Какими-то они у меня подобиженными выходят!»
Авторское начало воплощается посредством всё тех же мелких деталей, к которым так внимательна мастерица. Например, одну куколку отличают совершенно необычные ушки. Вроде бы мелочь, а характер заиграл новыми гранями.
Безликие. Свои куклы Юля выполняет в различной технике. После «тильды» симпатию отдала творчеству другой знаменитой мастерицы – Татьяны Коннэ. Так, в коллекции Юлии появились безликие крупноголовые куколки, в чём-то наивные, в чём-то ребяческие, но совершенно очаровательные. «Я долго ломала голову, как их сшить, чем набить “голову”, как добиться устойчивости. Татьяна Коннэ свои авторские игрушки запатентовала, поэтому выкройки найти было сложно, пришлось домысливать самой». А позже к ним и вовсе интерес пропал. Задумка автора-создателя оставить кукол безликими Юля не оценила. Так и тянулась рука разукрасить им личико.
Расписные, характерные. На таких и отвела душу. Хотя без сложностей не обошлось. Художественного образования нет. Рука не поставлена. На помощь пришли картины художницы Евгении Гапчинской. Её конёк – маленькие смешные дети-ангелы. Глядя на их характерное выражение лица, вроде простое, но не оставляющее равнодушным, Юля поняла – это то, что нужно. Так появились куколки-подружки.
Мастерица признаётся, что работает не как профессиональные художники, которые сначала придумывают образ, рисуют эскиз, а потом последовательно воплощают его в жизнь. У Юли всё происходит в процессе творчества, поэтому, взявшись за создание очередной куколки, она и сама не знает, какой та получится: «Я делаю тело, набиваю его, соединяю все детали, рисую лицо. Уже от лица я отталкиваюсь и придумываю, какой будет гардероб. То есть у меня всё идёт в обратном порядке. После прикладываю волосы, фотографирую, смотрю со стороны – если понравилось, оставляю».
Кукла должна быть с душой
Личная коллекция стремительно росла. Конечно, что-то презентовалось друзьям и знакомым. Хотя расставаться с куколками для мастерицы непросто. “Словно от сердца отрываешь!” А со временем появились и почитатели таланта, готовые выложить за сказочные фигурки свои кровные. Так родилась идея создания собственной мастерской, для которой Юлия Козлова выбрала жизнеутверждающее название с ноткой юмора: «Счастливая коза!»
Хобби в основную работу пока не перешло: профессия Юлии – парикмахер. И это тоже самореализация – делать мир и людей вокруг краше. Интересно, что в прошлом жизнь рукодельницы была далека от этой кутерьмы, яркой и пёстрой, словно лоскутное одеяло. Рабочее время посвящалось бухгалтерскому делу. Был и такой эпизод, когда Юля возглавляла собственную фирму. Но душа всегда стремилась к иному. Не побоявшись кардинальных изменений, мастерица нашла себя: «Если раньше работа была в тягость, то сейчас трудовые будни – словно праздник: что в салоне, что дома. Часы, проведённые за шитьём, не замечаю. Могу вечером взяться за роспись кукольного лица, а закончить под утро. И быть бодрой и свежей. Всё потому, что в удовольствие!»
К увлечению Юли подключилась и семья. Дома у героини налажено целое “производство”, в котором каждый – на своей творческой волне. Юля создаёт «микролюдей», её мама вяжет для них гардероб, а 12-летний сын вырезает фигурки из дерева. Особенно удались сверкающие сочными красками петушки: в преддверии Нового года они расходились, будто горячие пирожки.
«Хочу поучаствовать в выставках, съездить в Смоленск и Москву. Себя показать, других посмотреть. Если в нашем городе что-то подобное организуют, с удовольствием приму участие», – рассказывает о творческих замыслах Юлия Козлова.
Также планирует попробовать силы в работе с полимерной глиной и в создании куклы в технике «блейд». Такие игрушки запустили в Америке в 70-х годах прошлого века. Отличает игрушки тоненькое, как у Барби, тело и внушительная голова. Сейчас это модное веяние в кукольном мастерстве. Наша героиня признается, что работа предстоит сложная. Но мы уверены, с её кропотливостью успех обеспечен!
Юлия Козлова мечтает о расширении жилья и комнате, которую она отдаст под мастерскую. При этом творческие планы с основной работой смешивать не планирует: «Одно без другого не лепится. И потом, если каждую секунду есть сладкое, то растолстеешь. И с куклами так же. От них нужно отдыхать. Не хочу уходить в конвейер, когда штампуешь одну за другой. Всё-таки кукла должна быть с душой!»
ДЛЯ СПРАВКИ. Официально считается, что первая авторская кукла была создана художником Эдгаром Дега в 1881 году во Франции. Это была восковая статуэтка “Маленькая танцовщица”. Из-за исторических событий первой половины 20 века «второе рождение» данного вида искусства пришлось на 1950-й год. Немецкий мастер Аннет Химштедт создала свою первую куклу. С этого момента в Европе начался настоящий кукольный бум, а коллекционирование авторских кукол стало основным увлечением. Однако знатоки и любители и раньше собирали старинные куклы, часто не зная даже имени их создателя. Первые коллекции появились в конце 19 – начале 20 веков. Мода на коллекционирование авторских кукол долетела и до России, где обладателями одного из самых ярких собраний являлись Николай Бартрам и его супруга Евдокия Лосева. Именно их коллекция впоследствии стала основной для создания Музея Игрушки в Москве в 1918 году.
Дарья КУЗНЕЦОВА. ФОТО – автора
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий