«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

КАЗАЧЬЯ БЫЛЬ. Открытая тема

Декабрь 5, 2016 · Нет комментариев

В сегодняшнем выпуске мы поговорим о происхождении казаков и казачества в целом. В прошлой публикации было упомянуто, что вопрос происхождения или возникновения казачества довольно сложен для изучения. В силу того, что каких либо достоверных источников, точно указывающих на время появления казаков на исторической арене, нет, относительно этой темы существует множество версий и предположений. Вкратце остановимся на наиболее распространённых из них.

Из дореволюционных историков казачества можно отметить Д.И. Иловайского, А.А. Гордеева, Е.П. Савельева – все они родовые донские казаки. Четырёхтомная работа А.А. Гордеева так и называется «История казаков». В общем-то, это та же история России с добавлением сведений об участии и роли казаков в том или ином историческом событии нашей страны. Возникновение же казачества А.А. Гордеев относит к глубокой древности, когда по берегам степных рек расселилась общность вольных людей-воинов, исповедовавших православие и называвших себя казаками.

По его мнению, во время владычества Золотой орды эти люди, а также юноши из захваченных татарами русских земель составляли в войске ордынцев особый вид лёгкой конницы, нёсшей сторожевую службу. За долгие годы монголо-татарского ига казаки, вынужденные постоянно браться за оружие, не ассимилировались с соседними многочисленными степными народами, сохранив православную веру и самобытность.

От своих соседей-степняков казаки переняли лишь воинские приемы конного боя, снаряжение и кое-что из образа жизни, то есть то, что необходимо для выживания в степи. С распадом Золотой орды они вновь остались один на один со степью, сохраняя, однако, связь с русскими землями.

Если верить легенде и некоторым источникам, в 1380 году отряд донских казаков участвовал в Куликовской битве против татар в составе русских войск великого князя Московского Дмитрия Ивановича, после этой битвы получившего прозвище Донского. Тогда же казаки принесли с собой образ Богородицы, который потом назовут Донской Божьей Матерью.

Историк Е.П. Савельев выводит родословную казачества с ещё более древних, ведических времён. Корень слова «казак» – «ас» («аз») он трактует как самоназвание наших предков, ариев – «асы» («азы»). У Д.И. Иловайского по этой теме тоже есть интересные изыскания. Всем заинтересовавшимся рекомендуем прочитать упомянутых историков: поверьте, они интересны и познавательны.

Уже в наше время появилось много исследований на эту тему, как откровенно фантастических, так и вполне научно аргументированных. Есть авторы, называющие предками казаков скифов и сарматов, некоторые выводят историю казачества аж со времён древней Трои. Желающие подробнее ознакомиться с этой темой много интересного найдут на многочисленных тематических сайтах и форумах.

Совершенно иная точка зрения относительно возникновения казачества утвердилась в нашей историографии в советский период. Она гласила, что казаки – суть беглые крепостные крестьяне, бежавшие от притеснений хозяев в поисках лучшей доли в степь – на Дон, Днепр, Волгу, Урал (до XVIII века – Яик), сбивавшиеся в ватаги и жившие вольной жизнью.

На основании вышеизложенного, обобщённо, можно выделить две точки зрения по вопросу возникновения казачества и его характеристики как этноса. Одни исследователи определяют казачество однозначно как народ (причем некоторые считают казаков отдельной нацией, а понятие «казак», соответственно, национальностью), ведущий свои корни из глубокой древности, со своим языком, культурой, образом жизни, сложившимися тогда же.

Другие же считают казачество некой социальной группой (сословием, общностью), сформировавшейся под влиянием исторических процессов из различных слоев населения русского государства и его соседей. Причем различных не только по социальному статусу, но и по национальному и религиозному признаку. Соответственно, согласно этому мнению, образ жизни, быт и язык казаков формировались с течением времени, впитывая в себя всё многообразие культур и народов, вливавшихся в казачество. Повторимся, что это очень обобщённое и утрированное деление, и каждую из этих двух групп при более глубоком изучении можно разделить на много ответвлений и направлений, со своими приверженцами.

Думается, что истина, как обычно, лежит где-то посередине. Повторюсь, что, к сожалению, пока нет сколько-нибудь достоверных источников, которые могли бы точно рассказать нам о времени и месте появления казаков и возникновении казачества. Как уже говорилось, довольно широко трактуется и само понятие слова «казак», опять же из-за отсутствия источников, которые могли бы пролить свет на эту тему. Но в то же время, при внимательном изучении косвенных признаков – старинных казачьих преданий, песен, сказок, былин, языка, быта казаков и их менталитета, можно с большой долей уверенности сказать, что уже в древности казачество являлось вполне сформировавшемся явлением (несомненно, имевшем славянские корни), игравшем определённую роль в истории.

Признавая тот факт, что с окончательным закрепощением крестьян на Руси действительно начался массовый приток беглого населения в степь, нужно понимать, что бежали эти крестьяне не на пустое место (иначе они просто не выжили бы), а к уже жившим там казачьим общинам-обществам. Именно они и являлись тем самым ядром-основой (с особым воинским менталитетом, образом жизни, культурой), вокруг которого со временем, благодаря различным факторам (в том числе притоку со стороны и естественному росту населения) сформировалось казачество как всероссийское явление, феномен, характерный лишь для российской империи (о послереволюционном времени – разговор особый).

Вообще же эта тема очень интересна и ждет новых открытий и исследователей. Очень надеемся, что наша статья была интересна, особенно читателям, неискушённым в данном вопросе. До новых встреч!

Подъесаул С.П. ГРУЗДОВ

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий