«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

В поисках истины. Почему же корни гжатских купцов Церевитиновых искали на старообрядческом кладбище?

21 сентября, 2016 · 1 Комментарий

Знаменитый гжатский купец стал одним из инициаторов открытия в 1804 году в Смоленске “класса коммерческих наук”.

В поисках истины. Почему же корни гжатских купцов Церевитиновых искали на старообрядческом кладбище?

В первые дни сентября музейными сотрудниками была предпринята небольшая экспедиция, преследующая две цели: посещение кладбища гжатских староверов с целью обнаружения надгробий представителей династии Церевитиновых и посещение места захоронения воинов 5-й армии, погибших в боях за Гжатск в годы Великой Отечественной войны.

Экипированные сообразно ситуации, с соответствующим снаряжением, музейщики отправились в лесной массив (в сторону лыжной трассы по дороге в Ивашково). Через некоторое время после начала похода перед нашими глазами предстало кладбище староверов, производящее довольно удручающее впечатление: значительно заросшая и весьма захламленная территория с поваленными гнилыми деревьями – следами буреломов; выкопанные там и тут ямы – признаки варварской деятельности «черных копателей» разных времён (а по сути, мародеров, жаждущих поживиться предметами из стародавних захоронений). Надгробия и постаменты 18-19 веков опрокинуты, разбиты; разбросаны кирпичи и куски фамильных склепов. Поистине бесчеловечное отношение к бывшим нашим согражданам, к страничке прошлого нашего города. Но жизнь не раз доказывала: как мы относимся к своей истории, к праху своих предков – так наши потомки отнесутся и к нам.

Пытаясь повернуть валяющиеся в беспорядке надгробные плиты лицевой частью (с текстами) вверх, бережно очистить их (с помощью щетки и воды) от толстого слоя грязи, перегноя и мха, музейщики переходят от камня к камню и вот, наконец, то, что нужно: «Под сим камнем погребено тело рабы Божией Стефаниды Алексеевны Церевитеновой…» Когда-то она покоилась под внушительной серой колонной, ныне лежащей под высокой сосной. Квадратное основание небрежно валяется рядом. Сейчас лишь муравьи из находящегося невдалеке огромного муравейника чтят память этой достопочтимой гжатчанки. Некоторое время группа замирает в молчании, каждый погружен в свои невеселые раздумья.

В поисках истины. Почему же корни гжатских купцов Церевитиновых искали на старообрядческом кладбище?

Церевитиновы… Их роль в жизни старинного Гжатска, лепту в экономическую и социально-культурную страницы гжатской истории трудно переоценить. Рассматривая внимательно надгробие, нельзя было не обратить внимание на то, как написана знаменитая купеческая фамилия. Перечитываем по слогам: ЦЕРЕВИТЕНОВЫ. Очередной зигзаг истории! Дело в том, что на протяжении 18-19 веков эта фамилия, в силу своего непростого звучания, неоднократно менялась: Церевитины, Царевитеневы, Церевитеновы и т.д. Так или иначе, но с середины 19 века фамилия четко пишется и употребляется как Церевитиновы, с ударением на третьем слоге – первой букве «и». По крайней мере, именно так утверждают потомки этой славной купеческой династии, проживающие ныне в Москве.

Кем же была Стефанида Алексеевна? Ее называли по-разному – и Стефанида, и Степанида. Она была женой Степана (Стефана) Ивановича Церевитинова (1760-1830 гг.), того самого знаменитого гжатского купца, ставшего одним из инициаторов открытия в Смоленске в 1804 году «класса коммерческих наук» и в 1806-м выделившего средства на украшение иконостаса Благовещенского собора.

Сам Степан Иванович являлся одним из четырех сыновей калужского купца Ивана (1700-1765 гг.), попавшего на Гжатскую пристань волею Петра I в период глобальных экономических преобразований первой четверти 18 века. Вероятно, Степан родился уже непосредственно на Гжатской пристани.

По предположению потомков Церевитиновых, наших современников, у Степана и Степаниды было четверо детей. Однако «Ревизские сказки» 1834 г. подтверждают только троих: сыновей Ивана и Михаила и дочь Марию. Иван умер в 1825-м – в 41 год. Михаил скончался в 43 года в 1829 году. Как сложилась судьба Марии, родившейся в 1800 году, пока неизвестно.

… С другой стороны сосны было обнаружено еще одно надгробие, относящееся к купеческому роду Церевитиновых – некоей Софии (отчество прочитать не удалось). Примечательно, что в надписи на надгробии фамилия написана (и четко читается!) как Церевитинова. Неизвестно, кем была эта женщина – незамужней дочерью одного из многочисленных купцов Церевитиновых или невесткой, принявшей эту фамилию. Долгое время надгробие, выполненное в виде саркофага с большим крестом на верхней части, было засыпано землей, и вследствие этого надпись истлела, унеся с собой подробности жития нашей древней согражданки.

Почему же корни гжатских купцов Церевитиновых музейные сотрудники искали на старообрядческом кладбище? Историки утверждают, что все первые гжатские купцы-переселенцы первой четверти 18 века были старообрядцами. Сделаем оговорку: если не все, то действительно многие. Церевитиновы из их числа. Если считать, что в 18 веке Церевитиновы действительно являлись старообрядцами, то уже в 19 веке стали относить себя к единоверцам, ибо только в этом случае они не становились объектами преследования и притеснения в духовном и коммерческом делах. Это наглядно продемонстрировали и их последующие деяния на благо Отечества.

Однако окончательно со своей истинной верой Церевитиновы не порвали. Известно, что в январе 1863 года гжатский купец Виктор Егорович Церевитинов пожертвовал на поминовение «за упокой» Евдокии и Георгия 150 рублей в Верхне-Спасо-Преображенский монастырь города Николаевска (ныне город Пугачев) Самарской губернии – духовное место, долгие годы являвшееся центром российского раскола.

… Закончилась вода, а с ней – и силы, потраченные на подъем и переворачивание тяжелых постаментов и плит. Было решено продолжить начатое во время следующей «вылазки».

Покинув кладбище, во время привала музейщики присели на поваленное дерево и, перед чаепитием, попросили прощения у тех, чей прах потревожили своим присутствием и отнюдь не праздным любопытством, пусть и ради доброго дела – во имя привнесения истины в историю родного города и отчасти – тех, кто стоял у его истоков.

Следующая цель – скромный памятник в центре выложенной на земле звезды. Мы стоим, склонив головы. Кусочек земли, где покоились те, благодаря кому, по сути, мы живем, и мы – здесь, с уважением и благодарностью к погибшим. Останки бойцов позже были перенесены в братское захоронение на окраине города, недалеко отсюда. Но всё же первоначально их последнее пристанище находилось именно здесь, и это – тоже история. И вполне понятно, что у подножия невысокого, простого обелиска – ещё не успевшие увянуть цветы и лампадка.

О.Ю. МИХАЙЛОВА, заместитель директора по научной работе;
Т.В. ИГОРЕВА, старший научный сотрудник методического отдела СОГБУК «Музей Ю.А. Гагарина».
ФОТО О.Ю. Михайловой и П.П. Белова

Категории: История

1 ответ до сих пор ↓

  • 1 Герман // Мар 14, 2017 в 22:53

    Молодцы музейщики! Вы делаете благородное дело, возрождая Российскую историю.

Оставить комментарий