«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

МУЗЕИ САНКТ–ПЕТЕРБУРГА. О телефонной барышне и безлошадном трамвае

21 июля, 2016 · Нет комментариев

Зачем люди едут в Санкт-Петербург? Одни –  для того, чтобы побродить по улицам с 300-летней историей и посмотреть на воспетого Пушкиным Медного всадника. Путь других лежит в Кунсткамеру, которая появилась в городе на Неве с легкой руки его основателя Петра I, Эрмитаж или Русский музей. Для третьих визит в северную столицу связан с желанием увидеть скульптуры и фонтаны Петергофа, «корабль мечты» под алыми парусами или знаменитые петербургские крыши. Мы же решили взглянуть на Санкт-Петербург с другой стороны, посетив индустриальные музеи северной столицы. Не отбирая хлеб у экскурсоводов, рассказывающих об их экспозиции жителям и гостям города, всё же поделимся некоторыми историями, увлекшими нас.

История первая. Про конку, которая с трамваем боролась

Музей городского электрического транспорта находится на территории действующего трамвайного парка на Васильевском острове. В 1907 году отсюда на линию вышел первый петербургский трамвай, а 109 лет спустя в трамвайном депо, построенном по проекту архитектора А.А. Ламагина, бок о бок с современными машинами стоит несколько десятков ретро-трамваев и троллейбусов. Причем все «гости из прошлого» находятся в превосходном техническом состоянии и даже время от времени выезжают на городские улицы. Именно по этой причине посетителям строго-настрого запрещено крутить их элементы управления. Но история, конечно, не об этом.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Первый общественный транспорт в Петербурге был учрежден в 1830 году. Это был омнимбус – запряженная лошадьми вместительная карета на 10-16 человек. 33 года спустя омнимбус встал на рельсы. Так появилась конка, или трамвай на конной тяге. У конки не было остановок как таковых – экипаж ехал со скоростью не более 8 км/час, поэтому входить и выходить из него полагалось прямо на ходу. Позднее, когда в городе запустили электрический трамвай, на его вагонах появилась надпись-предупреждение: «Вход и выход во время движения воспрещен» – так как многие по привычке пытались выскочить на ходу.

Как это часто бывает в технике, у трамвая есть несколько «отцов-изобретателей». По некоторым источникам, первым трамвай на электрической тяге изобрел российский инженер Федор Аполлонович Пироцкий, согласно другим – его опередил немец Эрнст Вернер фон Сименс.

Но как бы то ни было, 22 августа (3 сентября по новому стилю) 1880 года в Петербурге состоялся запуск первого настоящего трамвайного вагона, переделанного из коночного. Несмотря на большую нагрузку (целых 40 пассажиров), он двигался со скоростью “конской рыси”. Зрелище вагона, который двигался сам, приводило зрителей в изумление. По словам одного из них, «странно, даже жутко становится смотреть на вагон, который движется без лошади и который по одному только желанию управляющего им кучера может внезапно останавливаться и двигаться в обратном направлении».

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Несмотря на перспективность нового вида транспорта, владельцы конно-железных дорог, имевшие монополию на прокладку рельсов по городским улицам, не спешили с его внедрением. Их вполне устраивали доходы, получаемые с эксплуатации конки, а для запуска электрического трамвая потребовались бы значительные капиталовложения.

И так, кстати, было не только в Петербурге. Первый в Российской империи трамвай появился лишь в 1892 году в Киеве, причем как раз благодаря тому, что в расположенном на крутых холмах городе применение лошадиной тяги во многих местах было невозможно. В Петербурге же в 90-е годы XIX века трамвай на электрической тяге начал возить пассажиров, но не по улицам города, а по льду Невы. Трамвайные вагоны получали питание от контактной сети, которая крепилась на вмороженных в лед деревянных столбах.

На улицы же города первый трамвай вышел лишь через 27 лет после его изобретения – 27 сентября 1907 года. Этот фантастический день навсегда вошел в историю городского транспорта Санкт-Петербурга. Как и еще один – 3 января 1942 года, когда из-за отключения напряжения последние трамвайные поезда замерли на заснеженных улицах взятого в блокаду города. «Я шла мимо умерших трамваев и троллейбусов в каком-то другом столетии, в другой жизни», – описывала те события ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Замер трамвай ненадолго: уже 8 марта на линию вернулись первые грузовые трамваи, а 15 апреля возобновилось пассажирское трамвайное движение.

С тех пор петербургский трамвай не останавливался ни на день. Сегодня он, пожалуй, самый любимый петербуржцами вид городского транспорта – символ северной столицы, находящийся в постоянном движении. Впрочем, это уже другая история.

История вторая. О телефоне и его настоящем изобретателе

Как вы думаете, что может располагаться в здании, рядом с которым установлена красная будка с надписью «TELEPHONE»? Разумеется, музей истории телефона, в котором представлено крупнейшее в России собрание артефактов, так или иначе относящихся к телефонной связи.

Начинается экскурсия по этому уникальному музею с рассказа об Антонио Меуччи – итальянском ученом, являющимся подлинным изобретателем телефона. Именно он в 1860 году пришел к выводу о возможности превращения звуковой вибрации в электрические импульсы, что позволило передавать голос на дистанцию с помощью проводов. А вот как это открытие было сделано, мы оставим в секрете.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

У ученого не хватило средств на приобретение патента, однако он дал заметку о своем изобретении в газете. Та попала на глаза клерку компании «Вестерн Юнион», который отыскал изобретателя и за скромную плату заполучил все его чертежи и рисунки.

Каково же было удивление Меуччи, когда в 1876 году в заголовках американских газет он увидел сообщение о великом изобретении телефона, сделанного Грэмом Беллом под патронажем уже знакомой ему фирмы «Вестерн Юнион»! Увы, имя ученого, совершившего революцию в мире коммуникаций, стало известно лишь в наши дни, а сам он умер в бедности, так и не сумев отстоять свои права перед могущественной корпорацией.

В России первые телефонные компании заработали в 1882 году. Древняя столица на четыре месяца опередила молодую: в Москве телефон зазвонил 1 июля. Зато в Петербурге в первый же день работы, 29 октября, насчитывалось 259 телефонных абонентов, в то время как в Москве на тот же день – лишь 200. К тому же, именно из Петербурга был совершен первый в российской истории междугородный звонок – в Малую Вишеру.

Телефонные аппараты в то время не имели никакого номеронабирателя, а соединяли абонентов специально обученные «телефонные барышни». Требования к ним были жесткие: высокий по тем временам рост – от 165 см, возраст – от 18 до 25 лет, в телефонистки брали только незамужних дам, «дабы лишние думы не приводили к ошибкам при соединении». Жалованье платили огромное – 30 рублей в месяц, но и работа была тяжелая. Выдерживали не все, многие женщины отказывались от места спустя каких-то полтора месяца после поступления.

Чтобы позвонить, абонент должен был снять трубку и вращать ручку индуктора. При этом на коммутаторе, за которым сидела телефонистка, открывался вызывной клапан. Сказать надо было примерно следующее: «Барышня, Невский, два-семнадцать». Это означало, что девушке нужно воткнуть штекер на другом конце шнура в семнадцатое гнездо второго ряда на панели, к которой подсоединены аппараты Невского района. Кстати, в музее имеется рабочий коммутатор того времени и несколько телефонных аппаратов, так что попробовать себя в роли «телефонной барышни» может любой желающий. Разумеется, для этого нужно прийти с двумя друзьями, которые станут вашими «абонентами».

Ну, а эпоха автоматических телефонных станций началась в 1891 году. По легенде, ее изобретатель, американец Элмон Браун Строуджер, однажды стал замечать, что клиентов в его похоронном бюро становится все меньше. Как оказалось, телефонистка, работавшая на телефонной станции, была хорошо знакома с его конкурентом и все заказы, поступающие по телефону, направляла к нему. Тогда Строуджеру пришла в голову идея о создании прибора, с помощью которого можно было бы осуществлять звонки между абонентами напрямую. Им был изобретен автоматический телефонный коммутатор, а также дисковый номеронабиратель. Кстати, в первом таком аппарате все же была предусмотрена дополнительная позиция для связи с оператором – в том случае, если нужно позвонить за пределы местной телефонной станции.

История третья. О том, как петербуржцы невскую воду заготавливали

Рядом с музеем истории телефона находится еще один интереснейший музейный комплекс – «Вселенная воды», интерактивный музей, экспозиция которого не ограничивается только предметами, рассказывающими об истории петербургского водопровода. Здесь можно поучаствовать в викторине, провести химический эксперимент, посмотреть фильм и даже прогуляться по подземному миру Санкт-Петербурга.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

А находится комплекс в памятнике промышленной архитектуры середины XIX века – водонапорной башне, строительство которой началось в 1859 году под руководством талантливых инженеров-архитекторов Э.Г. Шуберского и И.А. Мерца. Огромная краснокирпичная «водокачальня» была завершена в 1862 году, а в ноябре 1863-го заработал водопровод. По своему прямому назначению башня функционировала 40 лет. Это самая первая и самая высокая башня из построенных в городе. Ее высота составляет 54 метра, и в свое время она одна обеспечивала водой практически весь левый берег Невы, водопровод на правом был построен позднее. Место для строительства выбрали неслучайно: Нева здесь делает крутой поворот, и весь поверхностный сор уходит на правый берег, левый же за поворотом считался чистым.

Для того чтобы осуществлять забор воды, было выкопано большое искусственное озеро, которое по специальному каналу соединялось с Невой. Воду планировалось подавать по каналу открытым способом, а в озере хотели устроить фильтры. Однако вскоре стало понятно, что эта идея не совсем годится: зимой канал промерзал, поэтому пришлось прокладывать трубы и брать воду напрямую из русла реки. И канал, и озеро позже засыпали.

Поскольку воду в то время подавали одним-единственным способом – самотеком, главная задача была поднять ее как можно выше. Для этого в пристройках к башне были оборудованы машинные отделения, где стояли паровые котлы, приводящие в действие насосы, что накачивали воду в установленные на верхних этажах башни баки. Всего было два больших бака по тридцать тысяч ведер каждый: верхний подавал воду днем, нижний – ночью. На каждого петербуржца полагалось по четыре ведра воды в день.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Что интересно, в первую четверть века воду подавали практически безо всякой очистки – настолько чистой была Нева. Разве что ставили деревянные решетки на водозаборе и металлические сетки: считалось более чем достаточным избавиться от поверхностного фтора. Более того, петербуржцы ценили природный вкус невской воды. Гурманы даже выплывали на середину реки, заготавливали воду большими баками и потом хранили в прохладном месте. Приезжим же рекомендовалось добавлять в нее немного красного вина – для дезинфекции. А вот кипятить воду было нельзя: считалось, что после кипячения она делается кислой и противной.

Первые очистные сооружения на петербургском водопроводе построили лишь в конце 80-х годов XIX века. С тех пор, разумеется, многое изменилось. Технологии шагнули далеко вперед, и сегодня в городе внедрена уникальная технология обеззараживания питьевой воды. Еще в 2009 году водоканал полностью отказался от использования для этой цели жидкого хлора, а годом ранее Санкт-Петербург стал первым мегаполисом мира, где вся питьевая вода проходит обработку ультрафиолетом.

Более того, в 2005 году на водозаборах внедрили разработанную петербургскими учеными систему биомониторинга. Поступающая из Невы на водопроводные станции вода проходит контроль качества… речными раками. Если в воде окажутся вредные примеси – у раков участится сердцебиение, что послужит сигналом тревоги для специалистов. И обо всем этом посетителям тоже расскажут в музее воды, возле которого установлен памятник водовозу – человеку, снабжавшему этим жизненно важным напитком жителей Петербурга в «доводопроводную» эпоху.

Путешествовал Евгений ФЕДОРЕНКОВ

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий