«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Михаил Микешин. Скульптор державы российской

Август 27, 2015 · Нет комментариев

Задумка молодого художника обошла 57 других проектов, предложенных в том числе и именитыми скульпторами того времени.

Известный русский художник и скульптор, автор памятников Екатерине II на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому на Софийской площади в Киеве и монумента “Тысячелетие России” в Великом Новгороде – Михаил Осипович Микешин – родился 9(21) февраля 1835 года в селе Максимково близ Рославля. Крещен мальчик был в сохранившейся до наших дней Казанской церкви. По преданию, будучи уже знаменитым скульптором, Микешин вернулся в родное село, где принял участие в росписи храма.

Родители Михаила Микешина участвовали в Отечественной войне 1812 года. Его отец, Осип (Иосиф) Егорович Микешин, был партизаном и имел награды, а мать, Анна Дмитриевна Бартошевич, была свидетелем военных действий на территории Рославльского уезда. В детстве она много рассказывала сыну о своих воспоминаниях, под впечатлением которых художник впоследствии создал рисунок “Дети ведут пленного француза”.

Первые уроки живописи Миша получил в родном селе у местного иконописца Тита Андронова. Отучившись в Рославльском уездном училище, Микешин поступил в Смоленскую гимназию, окончить которую, однако, не смог из-за денежных затруднений в семье. В 16 лет он начал работать чертежником на строительстве проходившего через Рославль участка Московско-Варшавского шоссе. Здесь он познакомился с А.А. Вонлярлярским, который покровительствовал людям искусства. Пораженный художественными талантами юноши, тот отправил будущего скульптора на свои средства учиться в Санкт-Петербургскую Академию художеств, куда Микешин поступил в 1852 году.

В столице художник обучался у Б.П. Виллевальде по классу батальной живописи. Уже после первого года обучения он был удостоен своей первой награды – малой серебряной медали. Студенческая работа “Лейб-гусары у водопоя”, понравившаяся самому императору Николаю I, была куплена в царскую коллекцию. Окончив в 1858 году Академию художеств с отличием, юноша был награжден уже большой золотой медалью за историческое батальное полотно “Въезд графа Тилли в Магдебург”. После этого Микешин стал получать многочисленные заказы, в том числе и от членов царствующей семьи, а также был приглашен обучать рисованию Великих княжен.

Осенью того же года наш земляк в качестве художника сопровождал их императорских высочеств, великих князей Николая и Михаила Николаевичей, в путешествии на Кавказ и в Закавказье. Из этой поездки Микешин привез много путевых заметок и рисунков. В его альбомах остались любопытные, а иногда и трагические сюжеты: Микешин всегда оказывался в самой гуще событий, причем был не только их свидетелем, но и участником.

В 1859 году Михаил Микешин стал победителем художественного конкурса на создание проекта памятника в честь тысячелетия России (на нижнем ФОТО). Задумка молодого художника обошла 57 других проектов, предложенных в том числе и именитыми скульпторами того времени.

Для того чтобы руководить воплощением предложенного им проекта, Микешину пришлось срочно изучать скульптурную технику, а на претворение творческого замысла в жизнь ушло целых три года. Для изготовления основания памятника с берегов Ладоги в Новгород были привезены шесть массивных плит сердобольского гранита весом по 35 тонн каждая. На скульптурную часть монумента ушло 65 тонн бронзы. Для устойчивости грандиозного сооружения под ним был возведен 10-метровый фундамент.

Автором памятника были тщательно прорисованы все части монумента перед тем, как они были вылеплены, а затем отлиты в бронзе. На выполнение 128 изваяний ушел почти год.

На грандиозных торжествах на Софийской площади Новгорода, посвященных открытию памятника, присутствовал сам император с семьей. В Рославльском историко-художественном музее можно увидеть запечатлевшую это событие гравюру. Первый же памятник по проекту нашего земляка принес ему всероссийскую известность и множество наград – орден Владимира, право на пожизненную пенсию, а в 1869 году – звание академика.

После этого Микешин почти полностью отказался от живописи, посвятив жизнь монументальной скульптуре. По его проектам были созданы памятники – императрице Екатерине II, поставленный в 1873 году на площади Александринского театра в Санкт-Петербурге, португальскому королю Педро IV в Лиссабоне, сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию. Микешин – автор памятников адмиралу Грейгу, “победам черноморского флота” и матросу Шевченке в Николаеве, севастопольских памятников адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину, памятника Богдану Хмельницкому в Киеве. На юге России, в Ростове-на-Дону, по его проекту был возведен памятник императору Александру II, в Новочеркасске – Ермаку, в Екатеринодаре (ныне Краснодар) – императрице Екатерине II. В Нижнем Новгороде стоит еще одна “микешинская” работа – памятник земскому старосте Кузьме Минину. Он изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского в Суздале и исполнял фигуры для носовых частей различных судов.

Михаил Микешин вошел в историю еще и как иллюстратор литературных произведений, а также остроумный карикатурист. Особенно выдаются его иллюстрации к “Вию” Гоголя и “Кобзарю” Шевченко. В выпускавшемся им сатирическом журнале “Пчела” и других изданиях появлялись статьи и воспоминания скульптора.

Биография нашего земляка – образец творческой реализации незаурядной личности, основанной на кипучей жизненной энергии и уверенности в правильности выбранного в юности пути.

Умер Михаил Микешин 19(31) января 1896 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Эскиз на могильном надгробье выполнил его сын, также скульптор, Борис Михайлович Микешин.

4 октября 1985 года был открыт памятник Микешину в Смоленске. В этом городе мистическим образом сохранились две декоративные гранитные вазы, выполненные скульптором по заказу А.А. Вонлярлярского для его имения Вонлярово. По некоторым сведениям, в Смоленск они попали в середине 20 века. Сегодня микешинские вазы украшают Лопатинский сад – их установили у Горбатого мостика возле гротов со львами.

В одном из своих высказываний о ценности воздвигаемых памятников Михаил Микешин говорил: “Каждый памятник должен представлять собою идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимый след своей деятельности в исторической жизни народа…” Эти слова скульптора можно полностью отнести к нему самому, его жизни и творчеству.

Евгений ФЕДОРЕНКОВ со ссылкой на smolgazeta.ru, peoples.ru, roslavl.ru

Категории: Национальное достояние

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий