«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Николай Рыленков: «Душа любви, как Рим, бессонна»

Март 5, 2015 · Нет комментариев

Он уже в начале пути открыл ту истину, что образное изощрение, стилевая судорожность могут поразить и ошеломить читателя, могут на время захватить его своей экстравагантностью, но участвовать в строительстве души человека они не могут, поскольку весь строительный материал они израсходовали на самоутверждение…

Рыленков

Николай Иванович Рыленков родился 2(15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской области. В поэзии Рыленкова Алексеевка живёт под именем Ломжи – так называли свою деревню сами жители. В повести «Сказка моего детства» Николай Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, как строить хаты, как сажать деревья, в какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала ходить босым по жесткому жнивью». К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 умерла любимая мать.

Пять классов начальной школы Рыленков окончил за четыре года и поступил в среднюю школу в селе Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал, чтобы сын стал сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.

В 1926 году девятиклассник Коля Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», а в 1929 году уже начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».

В 1933 году Николай окончил факультет языка и литературы Смоленского педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вёл отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь».

Первую книгу стихов “Мой герой” Николай Рыленков опубликовал в 1933 году в Смоленске. Второй книгой, также в Смоленске, стал сборник «Встречи». В конце 30-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок». С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края.

Поэт Рыленков создает стихи об истории Смоленска: «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и другие. Его стихи получают признание, о них одобрительно отзывается Максим Горький.

С 1936 года Николай Иванович возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938), «Скоморох Овсей Колобок» (1939), «Великая Замятия» (1940).

В первые дни Великой Отечественной войны Николай Рыленков ушел на фронт добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи, к тому же, взяв с собой на фронт книги Блока и Гейне. Все более значительным содержанием наполняется тема России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для него не характерные.

Рыленков становится военным журналистом, и написанные им листовки со стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии. В архивах имеются данные о том, что Николай Иванович Рыленков был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».

Военная лирика Николая Рыленкова была такой же негромкой, «домашней», как и его лучшие довоенные стихи. И это делало её куда более слышной, чем сотни и сотни «фанфарных» стихов, наполненных «шумом битв», «яростью атак» и «скрежетом металла». Он увидел на войне то, что проглядели многие другие поэты, замечавшие лишь «масштабное» и «героическое». Он увидел, как комбат читает в землянке «Илиаду», как кукушкин сон и зверобой беззаботно растут у фронтовой переправы. Он услышал сладкий запах костра на холоде и плач мальчишки, только что совершившего взрослый подвиг.

В эту пору поэт работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.

В 1943-44 годах были изданы книги стихов Николая Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». Участвовали в войне и довоенные строки Рыленкова: на тайных сходках молодые смоляне-подпольщики читали призывные строки поэмы Рыленкова «Великая Замятня», посвященной борьбе жителей Смоленска против интервентов в прежние времена. В стихах 1945 года родная страна предстает в ореоле победительницы.

В 1946 году Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода».

После Великой Отечественной войны Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь. Так возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы – «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками – скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности».

Пятидесятые и шестидесятые годы были важнейшими в творческой биографии Николая Рыленкова. Он вступил в эти годы зрелым мастером, располагавшим богатым арсеналом поэтических средств для решения творческих задач, многогранным жизненным опытом и большой эрудицией, позволявшей ему легко ориентироваться в океане мировой поэзии.

С особой силой талант Рыленкова раскрылся в его любовной и пейзажной лирике. Такие его книги, как «Корни и листья», «Жажда», «Рябиновый свет», «Пятое время года», «Снежница», отмечены печатью подлинной самобытности и высокой поэтической культуры. Он воспел срединную Россию, родную ему Смоленщину с удивительной лирической проникновенностью

Привкус соли остался на многих лирических стихах Николая Рыленкова, той соли, без которой поэзия превращается в пресное, сухое «печево». Мастерство зрелого Рыленкова включало в себя и основательное знание жизни, и основательное знание ремесла.

«В последние годы, – писал поэт в своей «Автобиографии», – я вернулся к своим прежним, мирным лирическим темам, но вернулся уже с другим подходом – обогащённый суровым опытом».

В адрес Рыленкова раздавалась и критика: упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. Действительно, поэт чутко слышит «яблони знобкую дрожь», среди его героев «ива, ивушка зеленая», калина и рябина (характерно название одной из его книг «Рябиновый свет»). К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания, именно в духе народной поэзии обращается он к березке, как к живому существу: березка и впрямь одушевлена, она повторяет «девичьи запевки у окна», она «переходит вброд» «белый-белый плес», «кивает с холма» поэту; где б ни был он, «в душе березки русые», родную Смоленщину называет он краем березовым. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. В прозаических этюдах «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» Рыленков соединяет опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта – свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».

Важнейшую часть послевоенной лирики Николая Рыленкова составляют его песни. Если бы даже Рыленков не написал ничего другого, кроме этих песен, он по праву входил бы в число наиболее самобытных современных лириков. Читателю хорошо известны ставшие, по сути, уже народными песни Николая Рыленкова «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветёт, то ли речка течёт», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха» и другие. Учась у Михаила Исаковского и Александра Прокофьева искусству лирической песни, Рыленков сумел создать свой неповторимый песенный мир, в котором молодое чувство любви выражено с какой-то стыдливой решительностью и угловатой прямотой. Незатёртость песенного языка, естественность лирического чувства, наивное лукавство тона, близость к народной этике и эстетике обеспечили песням Рыленкова завидное долголетие.

К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы – М.Фрадкин, А.Флярковский, И.Массалитинов и другие.

Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».

Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно: вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964), «На озере Сапшо» (1966) и другие, книги стихов «Корни и листья» (1960), «Жажда» (1961), «Пятое время года» и «Избранная лирика» (1965), «Снежница» (1968), «Книга времени» (1969).

Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии «Традиции и новаторство» (1962), где русская поэзия развернуто предстает от М.Ломоносова до В.Бокова, «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М.Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии – Я.Коласа, П.Бровки, М.Танка, А.Кулешова, П.Панченко, А.Велюгина, А.Зарицкого, Ф.Пестрака, П.Труса, К.Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972).

Скончался Николай Иванович Рыленков 23 июня 1969 года, похоронен в Смоленске на Братском кладбище.

Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека и школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.

По материалам сайта www.liricon.ru

Категории: Национальное достояние

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий