«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Наталья Воеводина. Солнце «Созвездия»

11 февраля, 2015 · Нет комментариев

Есть вещи, без которых представить тот или иной город просто невозможно. Так, Гагарин неразрывно связан с Красной площадью и возвышающейся в самом её сердце мраморной фигурой первопроходца космоса, с белоснежно-каменными стенами старинного Благовещенского собора и икрящейся в солнечных лучах речкой Гжать. А ещё наш город неотделим от ярких и по-своему неповторимых танцевальных коллективов, чьи выступления украшают любой праздник, чьи достижения и победы прославляют родину первого космонавта далеко за её пределами.

Одним из таких является хореографический коллектив «Созвездие». Кажется, что эта талантливая команда существовала всегда. Настолько любимой и родной она стала для многих. Между тем, «Созвездию» без одного года насчитывается четверть века. Бессменным создателем и руководителем коллектива является Наталья Воеводина. С ней мы и встретились, чтобы поговорить о «вечном двигателе», который позволяет команде из года в год без устали шагать вперёд.

IMG_1717

Интервью в аккурат, но настойчиво, вместилось между выступлением старшей группы «Созвездия» на Большом рождественском концерте, оттачиванием участниками помладше танцевальных движений на паркете тренировочного зала и обсуждением с портнихой новых костюмных образов. В каждом этапе невероятного круговорота событий, в котором весьма гармонично существует коллектив, неизменно чувствуется рука мастера. Вне человеческих возможностей быть в нескольких местах одновременно. Но мне, как стороннему наблюдателю, казалось, что Наталье Анатольевне это удаётся. И удаётся блестяще.

– «Созвездие» можно поздравить с присуждением звания образцового коллектива. Насколько сложно этой награды добиться?

– Получение звания “образцовый” – это, прежде всего, заслуги всего коллектива. Заслужить его, прямо скажем, непросто. Критериев много. Здесь играют роль и стаж работы педагогов, и наличие высшей категории, и участие и победы в международных конкурсах. Все эти документы собирались довольно продолжительное время, после чего департамент по образованию города Москвы вынес своё окончательное решение. Осенью 2014 года «Созвездие» получил статус образцового коллектива. Особо почётно и приятно, что наш коллектив стал единственным среди всех хореографических коллективов Смоленской области, который в прошлом году удостоился этого звания.

– Глядя на вас, кажется, что вы погружены в это действо, танцами вы живёте и дышите. А как в вас самой зародилась любовь к танцевальному искусству?

– Танцами занималась с детства. У папы было много пластинок. И когда я оставалась дома одна, то под модные в то время эстрадные хиты «зажигала». Будучи первоклашкой, ходила в Дом пионеров, правда, не танцевать, а петь. Наш класс занимался там вокалом, а в соседнем кабинете проходили танцевальные занятия. И я поняла, что хочу туда. Сама пришла, сама переоделась и сказала: «Хочу танцевать!» Любовь Алексеевна Малолеткина стала моим первым и главным наставником. В то время она руководила единственным танцевальным коллективом в городе. Изучали мы народные и бальные танцы.

Первые шаги на паркете давались легко, как будто я родилась с этим. Конечно, танцевальные навыки мне прививались, ставилась пластика и прочее. Я была самой худенькой, и на общем фоне особо не выделялась. Тем не менее, вся школьная жизнь неразрывно связана была с танцами. Мне всегда хотелось заниматься именно этим.

– В какой момент простое увлечение превратилось в дело всей жизни? Как вы пришли к этому пониманию?

– После окончания школы встал естественный выбор – кем стать? И честно говоря, я пребывала в растерянности. Подружки тянули в разные стороны, чтобы за компанию с ними я поступила в какой-нибудь вуз. Судьбу мою решил брат, который спросил: «Ты что больше всего умеешь и любишь делать?» Я ответила: «Танцевать!» И он настоял, чтобы я пошла по этой стезе. Сдав все экзамены на отлично, поступила в Смоленское культурно-просветительное училище на специальность «Руководитель самодеятельного танцевального коллектива». Кстати говоря, жалею о том, что сразу не поступила в институт, так как такая возможность была, но, к сожалению, я её упустила. Мне казалось, что вся жизнь впереди, всё успею, наверстаю. Поэтому своим ученикам я всегда говорю: «Если поставили цель, то идите к ней, и ничего никогда не откладывайте на потом».

– Более двадцати лет назад вы стали приобщать юных гагаринцев к миру танцевального искусства. Как всё начиналось? И когда на танцевальном небосводе зажглось «Созвездие»?

– В 1986 году после окончания училища я приехала в родной город. К тому времени в Гагарине существовало уже два коллектива: одним из них руководила Любовь Малолеткина, а другой только появился и специализировался на современных танцевальных направлениях.

Моим первым местом работы стал Студгородок. Образовала там свой маленький коллектив. Дали ему имя «Галактика». Примечательно, что некоторые мои первые ученики являются родителями детей, которых я тренирую сегодня. Так что работаю с целыми поколениями. У нас здесь весело, связь мы не теряем! (Улыбается.)

Когда только набирала группы, одолевал страх, что детей не наберу. Но желающих оказалось много. Мы начали заниматься современными эстрадными танцами. Впервые появился брейк-данс. Это было в новинку. Я думала, чем бы привлечь, и поняла, что нужно показать то, чего ещё не было.

Мальчишки сами находили видео и аудиокассеты, по ним разучивали движения. Найти учебный материал в то время было невероятно сложно. Выкручивались, как могли, записывали какие-то отрывки из фильмов. В общем, в дело шло всё!

«Галактика» просуществовала два года. Потом я вышла замуж, ушла в декрет. А в 1991 году директор Дома пионеров Попова Татьяна Васильевна пригласила к себе. Там и зал был для занятий, и в целом, условия понравились, так что, не думая, я перешла туда. Вот с этого момента и начинается история «Созвездия».

На старте существовало три группы, это где-то около 50 человек. Сегодня коллектив – уже 140 занимающихся и 7 набранных групп.

На протяжении всего это времени бок о бок со мной работает наш концертмейстер – Надежда Сергеевна Полещенкова. Для меня она – большой и бесценный помощник.

– К всеобщей радости эта история оказалось счастливой. А было ли у вас на самом старте внутреннее ощущение, что эта затея в будущем выльется в масштабный проект? Ведь наверняка, создавая новое дело, вам пришлось столкнуться и со сложностями.

– Единственное, что я знала, что танец – это моё, что это моя жизнь и без этого я не могу представить себя. Даже если настроение плохое, я прихожу в зал и с первыми звуками музыки превращаюсь в другого человека. А раз у педагога такой настрой, то и детей я настраивала на то, что это надолго. В успех я верила, конечно.

На первых порах приходилось о себе заявлять. Мы были юными, неопытными, никому не известными. И, конечно, хотелось себя ярко презентовать, чтобы запомниться и публике, и конкурсному жюри. Я сразу ввела спортивный бальный танец, в то время это направление было также в новинку. Вереницей потянулись дети, а за ними и родители. Нам в этом плане сразу повезло: талантливые ученики, отзывчивые взрослые, которые помогали во всём, поддерживали. А вспомните, что это 90-е годы, когда и зарплат никто не видел, а мы умудрялись в таких условиях и костюмы новые шить, и выезжать на соревнования.

– Вы сказали, что вам везёт на талантливых детей. А эту божью искру у ребёнка можно сразу заметить или нужно время?

– Не сразу. Через три-четыре занятия уже складывается первое впечатление. Бывает, что с первого занятия ребёнок всё схватывает на лету, а потом это пропадает. Бывает и наоборот, когда стоит в сторонке новичок, кажется, что из него ничего не получится, а потом он выбивается вперёд. Дети все своеобразные, к каждому нужен свой подход, каждому нужно время, для того чтобы раскрыться.

– Так в чём секрет успеха танцоров?

– Прежде всего, талант и трудолюбие. Если ты талантливый, но лодырь, то уйдёшь на задний план. А тот, кто отличался усердием и работоспособностью, но в меньшей степени обласкан талантом, рано или поздно будет стоять в первых рядах.

– Но ведь нередки случаи, когда наступает такой переломный момент, когда хочется всё забросить. Особенно подвержены этому подростки, у которых в определённом возрасте абсолютно меняются жизненные ориентиры.

– Особенно это ярко проявляется у мальчиков. Когда сверстники в школе начинают высмеивать их занятия танцами, то многие идут на поводу и не понимают, что злые слова брошены теми, кто сами ничем не занимается и не интересуется. И здесь очень важна поддержка родителей, их настойчивость. Мне часто приходится встречать своих учеников, которые в своё время бросили танцы, и об этом поступке они рассказывают с огромным сожалением.

– Сегодня яркие и оригинальные наряды танцоров – своего рода визитная карточка любого коллектива. Как у вас идёт работа над созданием сценических образов?

– Костюмы в танце – это, можно сказать, первооснова. Какой бы замечательной и профессиональной ни была постановка, если мы выйдем в скромненьких костюмах, на нас смотреть даже не будут. Мы часто такое явление наблюдаем на конкурсах. Выходит коллектив, костюмы шикарные, а движения особой сложностью не отличаются. Но им сразу ставят первое место. И конечно, мы стараемся не отставать в этом плане. Но с нашими финансовыми возможностями это практически невыполнимая миссия, однако стараемся выкручиваться.

– Что вас вдохновляет на создание новых композиций? Случается ли творческий кризис?

– Иногда отталкиваюсь от конкурсного положения, от той темы, которую предложили. А если говорить в целом, то все идеи рождаются летом, когда закончился один учебный год, а впереди тебя ждёт новый. Мозг никогда не отдыхает. Отпуска в нашей профессии нет. В основном всё происходит случайно. Где-то услышала музыку, в голове сразу рождаются образы. Потом, когда начинаешь воплощать идеи в жизнь, адаптировать к возможностям детей. В конечном результате может получиться совершенно новая вещь, отличная от того, что ты задумала первоначально.

Без настроения ни один танец невозможно создать. Это обязательное условие. Настроение отлично поднимают дети. Приходишь и видишь, как они что-то выучили, как у них здорово получается какое-то движение, прямо бальзам на душу. А вообще, конечно, большое чувство ответственности за конечный результат. Начинаешь – и всегда сомнения одолевают: «А, может, не стоило браться?» Но каждодневно оттачиваешь движения и, как итог, получается всё лучше и лучше.

В этом мне помогает и созданный в нашем коллективе родительский комитет. С родителями я часто езжу за тканью. Также они помогают мне в организации турниров, конкурсов, мероприятий вне занятий. За это я им благодарна.

– Что вас делает наиболее счастливой: сам процесс создания танца или тот успех, которым композиция пользуется у зрителя?

– Сам результат. Когда тебе это нравится и когда, самое главное, детям нравится. Когда мои дети выступают, я рядом с ними, на сцене, за кулисами. В зале мне сидеть непривычно. Смотрю на детей, не на зрителя. Конечно же, видишь их ошибки. Сбоку они видны даже лучше.

– Есть ли у вас кумир в мире танцевального искусства?

– Сложно выделить кого-то одного. Сегодня много талантливых профессиональных хореографов, особенно из Америки или Китая. Мне посчастливилось побывать на Шри-Ланке, я наблюдала смотр пионерских отрядов. Там девочки двигаются, как одна. Невероятной синхронности хореограф добивается через битьё палкой. Я, конечно, в шоке была. Нам этого не понять. И я, конечно, восхищаюсь ими, но применять у себя эффективность их метода никогда бы не смогла (улыбается). Я не умею быть сильно строгой. Поэтому меня иногда губит, что я слишком мягкая. Такой вот характер!

– А как бы вы в целом охарактеризовали современный танец? Как он изменился спустя десятилетия?

– Танец сильно изменился. Чисто профессионально даже. Дети стали намного способнее. Правда, и шансы распылить себя тоже высокие, так как сегодня широко развита кружковая деятельность и им хочется попробовать и успеть всё. Техника намного усложнилась. Вот, к примеру, у нас есть танцевальные композиции, с которыми мы выступали лет десять назад. И чтобы они не канули в лету, мы их модернизируем, адаптируем к современности. Мы взяли ту же музыку и те же палочки в руки, но всё остальное претерпело значительные изменения, так что фактически это новая композиция. В то время с этим танцем мы выступали в Смоленске и заслужили высоких похвал. Сегодня же мы эту композицию воспринимаем с улыбкой и в то же время понимаем, как сильно выросли.

– В творческой среде нередко бывает так, что воспитанники превосходят своих педагогов. Вы не боитесь подобной конкуренции?

– Я такой конкуренции очень рада. Я не успеваю за новыми веяниями в танцевальных направлениях, и когда у них получается что-то лучше – это счастье.

Моя выпускница Наташа Волкова танцует в команде «С-Unity», и приезжает к нам, даёт мастер-классы. Другой мой ученик, Дмитрий Чередеев, – артист шоу-балета Марины Девятовой. Василий Малиновский танцует в смоленском шоу-балете «Версаль». Ольга Ходякова и Ольга Пятакова – хореографы в «Синей птице».

– Что лично для вас «Созвездие»?

– Музыка, танцы, идеи. “Созвездие” – это моя жизнь, её неотъемлемая и неразделимая часть.

Беседовала Дарья КУЗНЕЦОВА. ФОТО Светланы ВАСИЛЬЕВОЙ

Категории: Портрет

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий