«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Наш Гагарин. История одной улыбки. Накануне старта. Улыбка “под контролем”

5 апреля, 2024 · Нет комментариев

“В своей жизни я повидал немало интереснейших людей. Гагарин – особо значимая, неповторимая личность. В дни подготовки к старту, когда у всех хватало и забот, и тревог, и волнений, он один, казалось, оставался спокойным, даже весёлым. Сиял как солнышко. “Что ты всё улыбаешься?” – спросил я его. “Не знаю. Видимо, несерьёзный человек”. А я подумал: побольше бы на нашей земле таких “несерьёзных” людей”. (Сергей Павлович Королёв, Главный конструктор ракетно-космических систем)

Наступил апрель 1961 года, полным ходом шли приготовления к первому полёту человека в космос. На космодром прибыли кандидаты в космонавты. Перед руководителями полёта и медиками стоял непростой выбор.

Из дневников Н.П. Каманина, помощника Главнокомандующего ВВС по космосу:

“5 апреля. Всё последнее время и сейчас, меня неотступно преследует одна и та же мысль – кого послать в первый полёт, Гагарина или Титова? И тот, и другой – отличные кандидаты. Итак, кто же – Гагарин или Титов? У меня есть несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решить…

6 апреля. Я весь день наблюдал за Гагариным. Сегодня он держался молодцом – в его поведении я не заметил ни одного штриха, который не соответствовал бы обстановке. Спокойствие, уверенность и твёрдые знания – вот его характеристика за день.

10 апреля. Вечером состоялось торжественное заседание Государственной комиссии под председательством Руднева. Комиссия единогласно утвердила первым пилотом-космонавтом Гагарина Юрия Алексеевича, а запасным – Титова Германа Степановича.

11 апреля. Юра чувствует себя превосходно. Давление – 115/60, пульс – 64, температура – 36,8.  Ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полёте. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказывалась на его настроении. Он очень любит русские песни – магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: “Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию”…

Перед нами фотография Гагарина накануне старта. Внешне он выглядит спокойным и уверенным. Ещё не первый космонавт, и ещё нет той самой “фирменной” гагаринской улыбки. Во время предстартового медицинского обследования, проводимого за день до полёта – 11 апреля, Юрий Алексеевич приступил к долгой и не совсем приятной процедуре, проводимой с будущими космонавтами не один раз. Врач Адиля Равгатовна Котовская наклеила на его тело семь датчиков, регистрирующих физиологические функции. Гагарин в этот момент старательно прятал свою весёлость, но его выдавала улыбка.

А.Р. Котовская в своей книге “Непрошедшее время” вспоминала этот день по двум причинам. Первая была связана с цветами. До обследования Гагарина и Титова, которое было назначено на восемнадцать часов, выпадало свободное время, и, воспользовавшись им, она отправилась в степь, чтобы собрать букет тюльпанов для Юрия Алексеевича и Германа Степановича.

Поздно вечером букет этих весенних цветов был передан через форточку Е.А. Карпову, первому начальнику ЦПК, ночевавшему по соседству с комнатой Гагарина и Титова. Просьба поставить цветы на стол в номер, где отдыхали будущие космонавты, была выполнена. Утром появление тюльпанов приятно удивило ребят.

Вторая причина, по которой этот день надолго запомнился Котовской, было рождение на космодроме 11 апреля 1961 года доброй традиции, сохранявшейся до тех пор, пока был жив С.П. Королёв. Вечером, накануне старта, когда всё было готово к полёту, на космодроме наступала тишина. “Я бы сказала, – вспоминала Адиля Равгатовна, – что космодром замер. Вдоль бетонного шоссе, прозванного в народе Бродвеем, стояли, и сейчас ещё стоят, три одинаковых небольших щитовых домика. В одном домике всегда останавливался Сергей Павлович Королёв, когда приезжал на космодром, во втором ночевали Юрий Гагарин и Герман Титов, а в третьем домике всегда размещались М.В. Келдыш и другие “большие” люди. Обычно вечерами по этому Бродвею ездило много машин и ходило много людей.

Так вот, 11 апреля 1961 года около этих домиков были расставлены дежурные солдаты, которые должны были следить за порядком и тишиной. Был тёплый апрельский вечер. Обычно освободившиеся от дел люди выходили погулять на шоссе. Но в тот вечер Сергей Павлович Королёв прошёл в домик космонавтов и потом вместе с Юрой вышел на прогулку: людей на шоссе как ветром  сдуло…”

Сегодня трудно сказать, о чём говорили тогда Главный и Первый. Это навсегда осталось между ними. Но пока был жив Сергей Павлович, накануне старта он обязательно в тишине прогуливался по дорожке вдоль домиков с будущими космонавтами.

Елена САМАРОВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

В статье использованы материалы книги Н.П. Каманина “Скрытый космос”, А.Р. Котовской “Непрошедшее время”.

Категории: Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий