Ученики и педагоги, родители и жители большого села мечтают о красивой школе на их улице, о современном оборудовании в классах и о том, чтобы о глубинке не забывали.
О маленьких школах замолвите слово
Федеральную программу «Модернизация школьных систем образования» в рамках государственной программы «Развитие образования» реализуют министерство просвещения, Минстрой России и субъекты Российской Федерации. Как заявил Владимир Путин в Послании президента Федеральному Собранию, программа по капремонту школ продлена до 2030 года, более того, с 2025 года в неё войдут и детские сады. Поручения по социальному блоку Послания приняты к исполнению, сказала на последующем совещании заместитель председателя правительства Татьяна Голикова, отметив: “Планируем масштабное обновление материально-технической базы свыше 2,5 тысячи зданий детских садов и 9,3 тысячи зданий школ. Таким образом, совместно с регионами к концу 2030 года закроем накопившуюся на текущий момент проблему со зданиями общеобразовательных организаций, нуждающихся в капитальных ремонтах и реконструкции”. На обновление материально-технической базы учреждений образования на ближайшие пять лет выделят более 400 млрд. рублей.
Прекрасный посыл, ещё лучше школы, которые удалось построить или отремонтировать. Но «закроет» ли проблему? К сожалению, небольшие сельские школы в большинстве своём остаются “за бортом”: ни цветного прочного фасада, крепкого и радующего взор детей и их родителей, ни отлаженных систем жизнеобеспечения здания – электрики, отопления, водоснабжения и т.д., ни современных кабинетов без скрипучих дощатых полов. А это значит, что, приезжая в город на районные мероприятия, открытые уроки, олимпиады, сельский школьник будет видеть разницу – это раз.
Второе: семьи с детьми, материальное положение которых позволит, будут мигрировать в город, уменьшая ещё больше численность жителей родного села или деревни. В-третьих, школа, не идущая в ногу со временем, идёт вразрез с профессиями “за окном”, ведь даже последние модели комбайнов и машин для уборки улиц управляются электроникой.
Четвёртое: как бы ни была упряма пословица, но “одёжка” – внешний вид здания школы, тем более детского сада – влияет на настроение и восприятие детьми того самого “ума”, который пытаются вложить педагоги.
Наконец, пятое: насколько достойно учреждение образования будет соответствовать своему предназначению, начиная от фасада и завершая технологической начинкой и правильными учебниками, настолько большей будет отдача – учеников, педагогов (а они первые нуждаются!).
Не все учатся в городе
Жители Серго-Ивановского, а также ещё шести близлежащих деревень, адресуют во все инстанции вопросы одной и той же темы (что касается образования): чтобы была проезжей дорога до школы и детского сада, чтобы отопительная система образовательных учреждений была безопасной (хорошо бы на природный газ перевести) и не давала сбоев и чтобы школа была похода на школу, а не на барак.
Кроме того, в январе этого года вышла из строя система отопления в детском саду, и его функционирование было временно приостановлено.
О тех же проблемах подавала сигналы директор школы Виктория Тимофеева, коллективно – родители 63 учеников и 28 малышей детского сада – правильнее сказать, дошкольной группы, открытой в 2008 году в здании “через улицу”, где также расположена и библиотека.
“Школа и детский сад – это два разных здания, которые находятся в километре друг от друга. В здании детского сада в 2023 году заменили кровлю и починили часть трубы на котельной. Но в этом году здесь полетела система отопления. Администрацией района был приобретён новый котёл, поменяли насосы на котле, чтобы система отопления заработала. Дети сейчас посещают детский сад. Но ограждение детского сада в плачевном состоянии.
В здании школы в 2021 году были поставлены новые окна, но сейчас необходимо поменять кровлю – она вся прохудилась. Сметы составлены, но их будущее неизвестно. Школа построена в 1964 году, и с тех пор капитального ремонта здесь не проводилось – здание так нуждается в капитальном ремонте! И ещё: хотелось бы, чтобы оба учреждения перевели на газовое отопление. На дворе 21 век, а мы топимся до сих пор углём”, – рассказала директор основной школы.
По холодным следам, видимо, отработавшего своё отопительного котла администрацией Гагаринского района были предприняты шаги, по мере финансовых возможностей. О том, что удалось сделать на данный момент, рассказал Андрей Смирнов, председатель комитета по образованию администрации Гагаринского района:
“Вопрос с отоплением здания, где расположена дошкольная группа, мы урегулировали. Котёл там установлен, кроме того, закуплено дополнительное количество угля, чтобы не было проблем до конца отопительного сезона. Это подстраховка – была зима холодная. Да, и в школе, и в детском саду – котельные на угле. Чтобы перевести на газ, нужен проект и денежные средства. По ограждению детского сада. Оно там есть, но не соответствует требованиям. Мероприятия будут проводиться по мере поступления денежных средств”.
Хорошая новость: в школе в этом году ожидают открытия “Точки роста” – это первая технологическая ласточка обновления.
Такова реальность.
Жители когда-то густонаселённого села Серго-Ивановское в большинстве своём работали на кирпичном заводе, а его продукция, основная при строительстве домов в ту пору, славилась качеством и поэтому пользовалась спросом. Сельские ребятишки учились в средней школе, была в наличии вся социальная инфраструктура, большая железнодорожная станция, строились многоквартирные дома. Со временем село «обмельчало», завод не работает. Серго-Ивановская школа 1964 года постройки переведена в основную, и попытки «подлатать» одноэтажное здание, как в формуле «от перемены мест слагаемых», никак не меняют вывод: нужен капитальный ремонт, хотя бы один раз за 60 лет(!), нужен приветливый внешний вид и всё, что полагается современной школе.
Живописная местность! По соседству в Васильевском можно увидеть остатки архитектурной роскоши усадьбы Повалишиных. Но Серго-Ивановское будет жить, если малышам на улицах будет безопасно, в яркой и современной школе к знаниям приложатся новые методические пособия и лаборатории. В маленьких сельских школах страны учатся такие же, как и в лицеях, дети – и они тоже наше будущее.
Засмечена
Год назад условный паспорт как рабочий документ с перечнем “болевых точек” был составлен по каждому образовательному учреждению Гагаринского района по поручению главы муниципалитета Елены Новицкой. “Все школы нуждаются в ремонте, потому что материальная база школ не есть хорошая”, – пояснил председатель комитета по образованию.
По его словам, в программу на 2026 год включена Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова, а в 2024 году “документально будем заходить с городскими школами. Нам нужно составить 14 смет по каждой из четырёх городских школ. Полагаю, что все попадут в программу. Сейчас эта программа продлена до 2030 года”.
Продолжая диалог, на вопрос «Гжатского вестника», какой существует критерий в отборе сельских школ, Андрей Смирнов ответил: “Мы выбираем те школы, которые в очень неудовлетворительном состоянии. В Пречистенской школе это и система отопления, и канализация, и водопровод».
Делаем вывод:
1) школа будет включена в программу, если у здания проблем выше крыши (а если ещё и кровля дырявая?);
2) чтобы подать заявку на капитальный ремонт сельской школы, нужно разработать проектно-сметную документацию, которая стоит немалых денег, соответственно, нет денег – нет сметы – нет заявки – нет ремонта.
P.S. Красота, которая спасает мир, постигается с раннего детства. Пусть хотя бы в детском саду и школе приумножается стартовый “капитал” красоты. Привитый вкус, знакомство с классикой во всех направлениях – в музыке, литературе, театре, искусстве, архитектуре, палитра ярких и сочных природных красок, питание как основа здоровья, двигательная активность и многое другое – всё это формирует крепкий, стальной стержень будущих поступков ребёнка. Поэтому детский сад и школа, с какой стороны ни посмотри, – это лицо нашего будущего. На родине первого космонавта выражение этого “лица” пока грустное.
Светлана ВАСИЛЬЕВА
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий