Деревня Клушино – зарниц волшебный пляс,
И мирный быт под кровом небогатым…
Здесь родился для строгих звёздных трасс
Гагарин Юрий – паренёк крылатый. (Михаил Чекусов)
Юрий Гагарин всегда с теплом отзывался о своей малой родине: “Красиво наше село. Летом всё в зелени, зимой – в глубоких сугробах. Наш дом стоял вторым с краю у дороги на Гжатск. В небольшом саду росли яблоневые и вишневые деревья, крыжовник, смородина. За домом расстилался цветистый луг. Поднимешь голову, а там чистая голубизна. А какие были у нас берёзы! А речка, куда мы бегали купаться, где ловили пескарей! Было нас в семье четверо: старший брат Валентин, сестра Зоя, я и младший брат Борис”.
Один из немногих сохранившихся в семейном архиве снимков довоенной поры был особо дорог Юрию Алексеевичу. На нём запечатлены маленький Юра в окружении сестры Зои, братьев Валентина и Бориса. Историю этой фотографии поведала в своей книге “Слово о сыне” Анна Тимофеевна Гагарина, мать первого космонавта:
“Кажется, какое такое событие – сфотографироваться? Но однажды пришёл к нам в Клушино фотограф. Зоя ко мне на ферму прибежала:
– Мамочка! Можно мы снимемся?
Я её поняла – интересно, да внове такое. Конечно, разрешила, наказала, чтобы ребяток младших она принарядила. Незадолго до этого купила я в Гжатске два белых свитерочка, младшие в них хорошо выглядели.
– Да Валентину накажи, чтобы приоделся.
Зоя убежала, я тоже не вытерпела, дела сделала, домой заспешила. Подхожу к избе, дети все уже сидят у крыльца, смирные, важные. Гляжу, а Зоя-то в валенках! Я сразу всё поняла: братишек одевала, а про себя забыла.
Потом мы это событие долго вспоминали, над Зоей подсмеивались”.
Детство и юность Юрия должны были стать самыми обыкновенными – с игрушками, школой и беззаботным студенчеством, но в размеренный ход жизни Гагариных, как и всех мирных советских жителей, вмешалась война. В один день дети как будто стали старше, но, несмотря на украденное детство, Юра вырос улыбчивым человеком, способным дарить радость людям.
Сегодня, внимательно рассматривая этот снимок, задаёшься вопросом: предчувствовали ли они, что их ожидало дальше? Счастливое взросление, учёба, самостоятельная жизнь…
А дальше была оккупация, которая продлится долгих семнадцать месяцев. Новые хозяева довольно скоро выгнали жителей села из их домов. Алексею Ивановичу Гагарину пришлось вырыть землянку, куда и переехала семья. А дальше брата Валентина и сестру Зою угнали в Германию. Чудом уцелел маленький Борис.
А дальше – освобождение, учёба, работа, тренировка, полёт! Будут новое снимки, но всё также мы пристально вглядываемся в того мальчишку с взглядом, полным любопытства, смотрящего в объектив фотоаппарата. Как будто эти глаза слегка сощурены, а губы расплылись в неподдельной улыбке. На ранних снимках она у него совсем невесёлая, заметна лишь под определённым ракурсом и почти исчезает, когда её рассматриваешь слишком близко.
Елена САМАРОВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
В статье использованы материалы книг Ю.А. Гагарина “Дорога в космос” и А.Т. Гагариной “Слово о сыне”.
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий