Юрий Гагарин и после своего легендарного полёта в космос продолжал совершенствовать парашютные навыки. Тренировки проходили под Киржачом Владимирской области. В 1963 году космонавт снова приехал сюда на новые прыжки. Командованием было принято решение начать прыгать уже в начале марта, чтобы лежал снег, и погода была устойчивая.
Одна из фотографий с запечатлённым на ней Гагариным, одетым в лётный шлем и кожаную куртку, возвращает нас в то время. Имея за плечами богатый опыт прыжков с парашютом, о чём думал в те минуты наш Герой? Может быть, ему вспомнился самый первый прыжок, совершённый им ещё в Саратовском аэроклубе, когда летишь в обнимку с ветром, и у тебя от происходящего просто дух захватывает? А, может быть, самый главный прыжок – в неизведанное, откуда вернулся на Землю живым? На снимке – радость от удачного прыжка и желание поделиться хорошим настроением и впечатлениями с профессионалами своего дела!
Владимирская земля богата легендами. Есть мнение, что Юрий Гагарин однажды заявил: “Дорога в космос лежит из Киржача”. Здешний аэродром расположен недалеко от Звёздного городка, в лесистой местности, подальше от любопытных глаз. Именно здесь находился испытательный центр парашютостроения с опытными специалистами, которые испытывали парашютную систему для приземления первого космонавта.
Сюда же, в 1960-х годах, на тренировки приезжали и будущие советские космонавты, так как им требовалась особая парашютная подготовка. В сжатые сроки они совершили около сорока сложных прыжков с парашютом – из стратосферы, с большой и малой высоты, с задержкой раскрытия парашюта. В те годы будущие Герои космоса оттачивали своё мастерство, готовясь к космическому полёту.
Свой главный прыжок Юрий Гагарин совершил 12 апреля 1961 года, когда по программе космического полёта на заключительном этапе космонавт катапультировался из спускаемого аппарата и затем, отделившись от своего кресла, приземлялся на парашюте. “Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Смотрю: Земля. Ногами “тук”. Приземление было очень мягким, земля ещё не высохла. Я даже не почувствовал приземления”, – вспоминал Юрий Гагарин.
Боязнь высоты у человека врождённая. При командах “Приготовиться!” и “Пошёл!” напряжение достигает высшей точки. Именно в этот момент необходимо максимальное волевое усилие, чтобы преодолеть врождённый страх.
Юрий Алексеевич вспоминал: “С детства я не любил ждать. Особенно если знал, что впереди трудность, опасность. Уж лучше смело идти ей навстречу, чем увиливать да оттягивать.
Оттолкнулся я от шершавого борта самолета, как учили, и ринулся вниз, словно в пропасть. Дёрнул за кольцо. А парашют не открывается. И вдруг сильный рывок. И тишина. Я плавно раскачиваюсь в небе под белым куполом основного парашюта.
За короткий срок я выполнил около сорока прыжков. И все они не были похожи друг на друга. Каждый прыжок переживался по-своему, всякий раз доставляя смешанное чувство волнения и радости.
По окончании парашютных тренировок всем нам выдали инструкторские свидетельства и значки инструкторов-парашютистов. Этим значком, признаться, я очень гордился и с удовольствием прикрепил его к кителю под крылатой эмблемой военного лётчика”.
Хочется напомнить, что искусству парашютирования будущих космонавтов обучал рекордсмен мира Н.К. Никитин. То, что он умел вытворять в воздухе, его подопечным казалось чудом. Невозможно было предвидеть все ситуации, которые могли возникнуть при спуске космонавта в скафандре. Инструктор старался предусмотреть самые различные неблагоприятные условия парашютирования: прыжки в ночное время, управление парашютом, спуск и касание земли при сильном ветре. Никитин сделал, казалось бы, невозможное: привил всему отряду вкус к прыжкам. Ребята между собой называли его – “Батя”. К сожалению, Николай Константинович погибнет в 1963 году во время экспериментального прыжка.
Елена САМАРОВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
В статье использованы материалы книги Ю.А. Гагарина “Дорога в космос”, а также информация из открытых источников.
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий