«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Наш Гагарин. История одной улыбки. “Просто актёр…”

24 января, 2024 · Нет комментариев

В юбилейный 2024 год, в рамках празднования 90-летия со дня рождения нашего земляка, Музей-заповедник Ю.А. Гагарина совместно с редакцией газеты “Гжатский вестник” приступил к реализации проекта “История одной улыбки”, где мы расскажем читателям о самых редких и самых значимых снимках первого космонавта, с запечатлённой на них ослепительной улыбкой, покорившей не только нашу страну, но и весь мир, о лучших фотографах и журналистах страны “космического” времени, сопровождавших советского Героя в разных уголках земного шара, о том, как рождался тот или иной неповторимый кадр, навсегда запечатлевший момент жизни советского космонавта.

Фотография – это своего рода письмо света. Значит, её можно прочесть, как и любой другой документ. Снимки улыбающегося первого космонавта несут в себе огромный эмоциональный заряд: радуют, восхищают, заставляют улыбнуться в ответ. Секрет гагаринской улыбки давно раскрыт. Он состоит в том, что, будучи настоящим Героем, открывшим путь человечеству в космос, Гагарин оставался обыкновенным человеком, умевшим одаривать всех – и детей, и взрослых, и великих мира сего, и самых простых людей, с которыми встречался на своём жизненном пути, своей обаятельной улыбкой, которая с годами оставалась бесхитростной, по-мальчишески озорной.

Только что отшумела новогодняя суета, но сегодня всё ещё хочется говорить об этом таинственном и волшебном празднике, обязательным атрибутом которого является украшенная разноцветной мишурой и игрушками ёлка, хороводы и, конечно же, карнавальные костюмы. А какие традиции встречи Нового года зародились ещё в первом отряде советских космонавтов?

Важно отметить, что дни рождения и все государственные праздники в отряде отмечались совместно. Не исключением была и встреча Нового года, но к ней готовились особенно: шили маскарадные костюмы и совместно наряжали большую ёлку, определяли ответственных за приготовление блюд и сервировку стола, разрабатывали сценарный план и распределяли роли для проведения новогоднего мероприятия. Дедом Морозом чаще других “назначали” Павла Романовича Поповича, затем эта миссия перешла к Георгию Тимофеевичу Береговому (за явное сходство со своим персонажем). Очаровательной Снегурочкой была в то время Тамара Васильевна Титова. Традиционно под бой курантов произносились различные тосты: “За счастье и благополучие каждой семьи!”, “За мир во всём мире!”, “За новые достижения советского народа в деле освоении космического пространства!”

Одна из первых “космических” журналистов Тамара Владимировна Апенченко, получившая в 1960 году от руководства “Комсомолки” весьма непростое предложение инкогнито поработать лаборанткой в только что образованном Центре подготовки космонавтов, с радостью подхватила эту рисковую идею. Ей, как начинающему журналисту, очень хотелось первой встретиться с будущими космонавтами и написать о них репортажи, которые впоследствии могли бы стать основой для её книги.

В своём дневнике Тамара Владимировна старательно фиксировала всё, что происходило тогда в Центре подготовки космонавтов. Авторские пометки неожиданно обрываются 8 марта 1961 года, когда Апенченко вместе с другими сотрудниками оказалась на космодроме Байконур, где вести какие-либо открытые записи было запрещено. После легендарного полёта Юрия Гагарина в космос Тамара Владимировна, работающая под псевдонимом “Ольга Апенченко”, опубликует в газете “Комсомольская правда” ряд репортажей на космическую тему, главным героем которых станет первый космонавт планеты. Именно от неё редакция “Комсомолки” впервые узнает имя и место рождения первопроходца космоса.

“Космический” дневник Тамары Владимировны нигде так и не был издан полностью, но был бережно сохранён её супругом. Вот как она вспоминала о новогоднем переполохе в Звёздном городке: “В квартире, свободной от мебели, стоит украшенная роскошная ёлка. На полу, на ковровых дорожках, расстелена скатерть, на ней закуски и в обязательном порядке традиционные сибирские пельмени, беляши, пирожки с мясом. Для детей – отдельный сладкий стол. Места всем хватило. Гриша [Нелюбов] в маске с усами, Марс [Рафиков] неузнаваемый в женском наряде, Павел Попович в колпаке Деда Мороза. Тосты, веселье, смех…”

Каждый год космонавты придумывали что-то новое, но особенно всем запомнилась новогодняя ночь 1965 года, когда в разгар веселья появились настоящие королевские мушкетёры. Эти популярные во всём мире герои снискали известность благодаря роману Александра Дюма “Три мушкетёра” и стали самыми яркими новогодними персонажами советской поры. Короткий плащ с нашитыми на него спереди и сзади белыми “греческими” крестами, ботфорты, широкополая шляпа с пером и шпага не оставляли никого равнодушными.

Идея данного наряда принадлежала Юрию Гагарину, но, чтобы воплотить её в жизнь, Валерию Быковскому пришлось объездить все прокатные пункты, чтобы найти нужные костюмы. Все собравшиеся подыграли этому экспромту, поскольку космонавты – люди с завидным чувством юмора.

Вот такого космонавта-мушкетёра позволил увидеть нам автор снимка – фотокорреспондент ТАСС и АПН Валентин Черединцев, кому довелось не только сопровождать Юрия Гагарина в официальных поездках, но и проводить с ним редкие часы досуга. Это действительно реальные мгновения жизни первого космонавта, остановленные мастером, увидевшим в объектив необычный ракурс, яркие эмоции настоящего Гагарина.

“У папы было много поездок по стране, но на Новый год он обязательно приезжал, и начиналось веселье. Папа придумывал всем костюмы, одевался сам – изображал разных героев. Очень любил шутить. Всегда какую-то паузу выдерживал. А потом продолжал – просто актёр!”, – вспоминала Галина Юрьевна Гагарина.

Несмотря на занятость, Юрий Алексеевич находил время, чтобы провести его в кругу семьи, рядом со своими девочками. Но случалось это, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Ведь наряду со службой у него было много общественных обязанностей, а также учёба в академии. Каждое утро перед уходом на службу Гагарин вносил запись в дневник о событиях предыдущего дня, а вечером сидел за учебниками, выполнял задания, необходимые для сдачи зачётов и экзаменов. Но среди повседневной суеты он находил время и для карнавального костюма, чтобы в Новогоднюю ночь порадовать дочерей.

P.S.

Уважаемые читатели!

Пользуясь случаем позвольте поздравить вас с наступившим 2024 годом! Хочется надеяться, что в нём будет больше доброго, позитивного, настоящего и стабильного – новых успехов и свершений, новых встреч и приятных знакомств, новых крепких семей и звонкого смеха детей, новых взлётов и спортивных достижений.

Пусть Новый Гагаринский год подарит всем нам счастье и надежду, мир и согласие на земле.

Продолжение следует…

Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

Команда “Наши”

Среди профессиональных и любительских фотоснимков, демонстрирующих многообразие самой известной улыбки ХХ века, есть много интересных работ, запечатлевших Гагарина в редкие минуты отдыха. Наш сегодняшний рассказ посвящён истории, сохранённой в кадре штатного фотографа Центра подготовки космонавтов Бориса Смирнова.

Когда в 1963 году в Звёздный городок приехала любительская хоккейная команда из ЦК ВЛКСМ, чтобы сыграть товарищеский матч с космонавтами, Борисом Алексеевичем и был сделан этот, ставший впоследствии знаменитым снимок. На нём Юрий Гагарин, одетый в свитер с надписью “Наши”, был запечатлён на коньках и с клюшкой в руке. “Приехали ребята из ЦК комсомола сыграть в хоккей, и выяснилось, что почти все одинаково одеты. Тогда Гагарин взял кусок мела и на груди у всей команды космонавтов написал “Наши”. Фотографию эту я сделал на память, один кадрик, плёнки было жалко”, – вспоминал фотограф.

Матч закончился дружеской ничьёй, а команда космонавтов с тех пор получила своё говорящее название.

А началось всё в 1960 году. Хоккей входил в обязательную программу физической подготовки членов первого отряда космонавтов. Какого-то строгого деления на команды не было, каждый раз состав соперников менялся. Следили только за тем, чтобы Борис Волынов и Валерий Быковский были в разных командах, так как они увереннее всех держались на коньках. Играли с большим азартом на открытой хоккейной площадке. Позже космонавтов-хоккеистов необходимой экипировкой снабдил московский армейский клуб ЦСКА – так у космонавтов появились ярко-красные свитера. Автобус, который привозил ребят на тренировку, использовался в качестве тёплой раздевалки.

Капитаном хоккейной команды “Наши” был Юрий Гагарин, хотя он и не выделялся на фоне остальных игроков филигранной игрой, но умел мастерски заводить товарищей. На хоккейную коробку вместе с Юрием Гагариным выходили почти все члены первого отряда космонавтов: Валерий Быковский, Павел Попович, Борис Волынов, Виктор Горбатко, Андриан Николаев, Евгений Хрунов, Георгий Шонин, Владимир Комаров.  Неизменным вратарём был Алексей Леонов.

Всё шло хорошо до тех пор, пока космонавты делали первые шаги в хоккее. Матчи проходили под радостные крики болельщиков – жителей Звёздного городка. Играли ради удовольствия, с большим азартом, потом, почувствовав себя увереннее на коньках, стали бросать шайбу точнее и сильнее, и посыпались первые травмы. Алексей Леонов вспоминал: “Однажды Валерий Быковский швырнул шайбу, я её поймал. Но штука в том, что погасить полёт не смог. Просто подставил руку. После тренировки снимаю перчатку – полпальца синие. В другой раз бросал уже Борис Волынов. Шайба попала мне в колено, причём под щиток, и раздробила коленную чашечку. Представьте, с этой травмой в космос и полетел. А мог и не полететь”.

Здоровье космонавтов принадлежит “всей стране”, и в связи с высокой травмоопасностью хоккей был выведен из перечня спортивных дисциплин. Тогда космонавты стали заядлыми болельщиками. В Лужниках у Гагарина было персональное место – прямо по центру поля. Космонавт старался не пропускать хоккейные матчи, и был дружен с именитыми игроками.

Гагарин вообще любил спорт и, в частности, хоккей. Это было неотъемлемой чертой самого известного человека на планете тех лет. А знаменитая фотография Бориса Смирнова с запечатлённым в хоккейной форме космонавтом побудила многих советских мальчишек схватить клюшки и выйти на лёд – как Гагарин.

Продолжение следует…

Елена САМАРОВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

Категории: Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий