Телефонные звонки из псевдобанков, с которыми столкнулись уже, наверное, миллионы россиян, окончательно стали главным видом махинаций со счетами банковских клиентов.
Верховный Суд РФ Определением от 17.01.2023 №5-КГ22-121-К2 вернул на повторное рассмотрение спор клиентки с банком из-за кредита, оформленного на неё мошенниками дистанционным способом. Гражданку обманули мошенники самым банальным образом, каким сегодня аферисты пытаются обобрать тысячи граждан, поэтому разъяснения Верховного Суда, что делать в подробных ситуациях, может пригодиться.
Суть истории такова.
Гражданке Н. позвонили мошенники, представились сотрудниками банка и сообщили ей об одобрении кредита. Когда же она ответила, что не просила заем, ей объяснили, что для отказа от кредита надо назвать СМС-код. Клиентка продиктовала псевдосотруднику банка два смс-кода, которые моментально пришли ей на телефон.
По первому коду банк заключил с ней договор страхования и одобрил кредит на 205 900 рублей, а по второму коду всю эту сумму мошенники перевели на неизвестный счёт в другом банке.
После того, как Н. поняла, что её обманули, она в тот же день обратилась в правоохранительные органы. Уголовное дело о поиске мошенников завели, но кредит-то платить надо, поэтому обманутая гражданка обратилась в суд с требованием о признании кредитного договора недействительным.
Банк был категорически против требований своей клиентки. По его мнению, гражданка сама виновата, ведь это именно она должна была держать СМС-коды в тайне, и предоставил суду выписку по счёту своей клиентки, из которой следовало, что деньги списали по её распоряжению. В результате три судебные инстанции встали на сторону банка.
Дело дошло до Верховного Суда РФ, который пересмотрел итоги спора клиентки и финансового учреждения и обратил внимание на процедуру оформления кредитного договора. Там значится, что клиент подписал страховые документы с помощью отправленного на телефон пароля, а затем подписал документы по кредиту тоже через код. То есть, исходя из этого протокола банковской операции, клиент всего лишь два раза набрал пароль без согласования индивидуальных условий договора и заявки на получение кредита.
Также суд обратил внимание, что сначала деньги зачислили на счёт клиентки, затем тут же перевели на счёт в другом банке, а это самостоятельная расчётная операция, и банку, как профессиональному участнику финансового рынка, следовало бы разобраться, кому в действительности направляются средства.
Как подчеркнул Верховный Суд, упрощённый порядок согласования кредита посредством СМС-сообщений противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, который устанавливает закон “О потребительском кредите”, и не обеспечивает гарантии прав потребителя финансовых услуг. По закону договор нужно составлять письменно, в нём в виде таблицы указывают индивидуальные условия и отмечают полную стоимость кредита.
Суды нижестоящих инстанций также не учли, что заёмщица в тот же день обратилась в полицию, где возбудили уголовное дело. Исходя из этого, Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ВНИМАНИЕ! Согласно данным Центробанка, в январе-марте 2023 года мошенники похитили 4,5 млрд. рублей с банковских счетов россиян. Больше всего денег украдено через онлайн-переводы. С другой стороны, финорганизации смогли предотвратить 2,7 млн. попыток хищений на сумму 712 млрд. рублей.
Таким образом, универсальной 100-процентной защиты от мошеннических действий по-прежнему нет, лишь можно в очередной раз напоминать: никогда и ни в коем случае не сообщайте личные данные, данные банковской карты, коды из СМС и секретные слова третьим лицам!
М.С. СОБОЛЕВА, помощник судьи Гагаринского районного суда Смоленской области
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий