Среди старинных, пожелтевших от времени открыток в музейной коллекции есть одна, присланная в Гжатск из далёкого Иркутска. На лицевой стороне традиционная надпись: “На добрую память” и дата “8 октября 1904 года”.
Это послание было адресовано госпоже Наталье Алексеевне Тимофеевой, проживающей на Мостовой улице. Принадлежало оно перу Ивана Яковлева, брата адресата, участника Русско-японской войны, одной из самых трагических в истории нашего народа.
В письме фигурируют ещё два имени – Алексей Тимофеевич и Анастасия Семёновна, которым отправитель почтеннейшим образом “кланяется”. Это супруги Тимофеевы. На рубеже XIX-ХХ веков их семье принадлежали кирпичный завод, гостиничные номера, ресторан, бани, электрический кинематограф. Сам Алексей Тимофеевич, хорошо известная в городе фигура, со своей второй женой Анастасией Семёновной и детьми проживал в собственном двухэтажном доме на Мостовой улице, где на первом этаже находилось “булочное заведение”, а второй этаж занимали чайная, гостиничные номера и жилые комнаты. Сюда и “прилетело” это далёкое долгожданное послание:
“Дорогая сестрица Наталья Алексеевна: шлю вам сердечный привет с пожеланием всего наилучшего в жизни вашей. Кланяюсь вам также дяди Алексею Тимофеевичу и Анастасии Семёновне и всему семейству передавайте почтеннейшее всем родным и знакомым. Посылаю эту открытку из Иркутска, где я находился на излечении от ран. Теперь я поправился и еду на позицию. С почтением к вам брат Иван Яковлев”.
В Русско-японской войне участвовало немало смолян. Так, в газете “Губернские ведомости” за 1905-1906 гг. сообщалось более чем о двух тысячах наших земляков, погибших, получивших ранения, попавших ранеными в плен или пропавших без вести. Возможно, в этом списке значилась и фамилия героя нашего рассказа.
В июне 1904 года в Смоленской губернии были созданы особые комитеты, обратившиеся к частным лицам и учреждениям с просьбой размещения у себя больных и раненых, эвакуированных с Дальнего Востока. За короткий срок по уездам и имениям было выделено более ста семнадцати мест. В общине сестёр милосердия Красного Креста был развёрнут лазарет на двадцать коек, столько же воинов принял в своём имении вяземский дворянин Н.Н. Лопатин. Бесплатные приюты на десять мест были организованы на станции Дорогобуж, в ярцевских владениях В.А. Хлудовой и В.Чубова.
К осени 1904 года смоленская общественность приняла участие в судьбах детей солдат, умерших от ран и болезней. Годом позже в Смоленске был учреждён комитет, который занимался сбором сведений о раненых и попавших в плен при защите Порт-Артура смолянах. Кроме того, комитет ходатайствовал о пенсиях и оказании помощи семьям и сиротам участников сражений.
Особый интерес представляет бескорыстная деятельность смоленских женщин. С началом Русско-японской войны они приняли самое активное участие в организации помощи жертвам сражений. Благотворительность не прекратилась и с окончанием войны. В мае 1908 года в губернии было открыто отделение “Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям”.
Эта “маленькая победоносная”, “локальная” и бессмысленная для обеих сторон война закончилась для Российской империи Первой русской революцией, а для Японии – экономическим кризисом. Вместе с тем, она ещё раз подтвердила стойкость и необыкновенную силу духа русского воина. Подтвердила и верность японского самурая следованию “бусидо” – этическому кодексу поведения воина.
К сожалению, нам не известна дальнейшая судьба отправителя данной открытки, но известна история адресата, получившего её. Татьяна Александровна Шишлова, внучка Натальи Алексеевны (Тимофеевой) Лютынской, вместе с дочерью Еленой 3 января 2019 года побывала в гостях в Музее-заповеднике Ю.А. Гагарина. В свой первый приезд она привезла ряд фотографий, на которых были запечатлены её гжатские предки. Для нас приятной неожиданностью стал тот факт, что Татьяна Александровна на тот момент трудилась на заводе имени М.В. Хруничева – одном из ведущих предприятий космической отрасли. С ним была связана вся трудовая жизнь её отца – Александра Вячеславовича Лютынского, внука А.Т. Тимофеева.
Так, под тишайшую мелодию провинциального Гжатска некогда рождались стремительные ритмы космического Байконура. Так переплелась судьба гжатской купеческой фамилии с историей великой страны.
* Авторская орфография и пунктуация сохранены.
Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий