«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

“Выбор” двадцатки первых

29 ноября, 2021 · Нет комментариев

Выставка “Выбор” вызвала неоднозначные мнения гагаринцев и гостей музея, но уж точно неравнодушные. Металлический блеск в темноте, личные вещи каждого из “двадцатки” – первого отряда космонавтов – и типовые того времени; богатое на редкие фотографии, впервые увидевшие свет, на интервью и документальные фильмы “информационное поле” – объективное и не вызывающее сомнений в достоверности.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Проект в первоначальном виде смогли увидеть чуть больше месяца назад, но въедливым до деталей посетителям можно снова отправляться в музей и “читать” предметный ряд “Выбора”, отвечая на вопрос, прежде всего, себе: что особенного было именно в этом космонавте? какая преграда стала непреодолимой на пути от Земли к Вселенной? Помочь понять концепцию и стиль обновлений, прочитать межстрочный смысл каждого экспоната “Гжатскому вестнику” помогла куратор выставки “Выбор” Маргарита Лебедева.

Полёт – это не “прыжок в космос”

Концепция выставки проста, но без предыстории она покажется скучным слоганом. Ведь Первый отряд состоял из обычных людей, прошедших крепкий жизненный путь, на котором будущие и состоявшиеся космонавты встретились с не меньшими, чем мы, трудностями, помноженными на всеобщее внимание, публичность и стократную ответственность.

Мало кому известно, что первоначально рапорты на первый полёт подавали только медики. Если бы полёты были непродолжительные – то есть суборбитальные, а значит, в пределах космической высоты – не выше 100 километров, – то космонавтами могли быть они. Но Главный конструктор Сергей Павлович Королёв был человеком масштабного, пророческого мышления. Он был убеждён, что даже первый полёт будет орбитальным. Надо учесть, что в то же время, в 60-е годы, весь мир следил за апогеем космической гонки: американцы шли ноздря в ноздрю, и готовились к суборбитальному полёту – для них было достаточно достичь космической высоты. Свой первый полёт они осуществили после покорения космоса Гагариным. В мае 1961 года корабль американца Шепарда поднимется на высоту 186 километр и тут же приводнится в Атлантике.

Согласно советской программе, настоящий космический полёт – это не только достижение рекордной высоты, развитие первой космической скорости в 7,9 км/сек. и хотя бы один виток вокруг Земли. Соратник Королёва, учёный Борис Черток, не единожды приезжавший в город Гагарин, в своей книге “Ракеты и люди” пишет: “…вряд ли “прыжок в космос”, то есть пересечение рубежа в 100 километров – общепринятой границы между атмосферой и космосом, кратковременное пребывание в невесомости и скорое возвращение на Землю, можно отнести к космическим полётам. Даже ощущения, которые при этом испытывает человек, существенно отличаются от тех, которые он может испытать во время орбитального полёта”. Советский человек шёл на максимум: нашим учёным мало было совершить “космический прыжок”, а для долгосрочных полётов нужны были    подготовленные люди – космонавты.

Их отбор был сложен. Сначала на беседу приглашались командиры воинских частей истребительной авиации. Затем специалисты ехали в эти части и отбирали лётчиков. Практически всем, помимо целого блока вопросов, задавали один общий: “Не хотели бы полетать на более совершенной технике, выше, дальше?..” О полёте не говорили. Претенденты в кандидаты были молодыми, всё новое им было интересно.

После первого тура подавших рапорт на “полёт всё выше” насчитывалось 3461. Ни много, ни мало, но число внушительное. В итоге, как известно, осталось 20. Медицинская комиссия проводил осмотр самым жёстким образом. Непрост был и психологический тест, о котором вспоминал Гагарин. Вернувшись в свои воинские части, молодые офицеры ежедневно ожидали “почтальона”: вызовут в Москву или нет? Процесс затягивался на месяцы, и многие лётчики «перегорали» и забирали свои рапорты уже на этом этапе.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Так сложилось, что в Заполярье Юрий Гагарин служил по соседству с Георгием Шониным. Они поддерживали друг друга. Гагарин позднее напишет, что очень важно мужское плечо, когда тебя поддерживают товарищи. Шонина зачислили в отряд будущих космонавтов первым, и он переживал за друга. Вдвоём они следили, по каким критериям отбирают американцев. В США во главе угла ставилось парашютирование. Для советских лётчиков небо – главное, а прыгать с парашютом равносильно падению на землю. У Гагарина в период отбора в отряд было 3-4 прыжка, о чём свидетельствуют первоисточники. Каждый претендент-американец выполнил до 500 прыжков. Как оказалось, для будущих космонавтов СССР парашютирование было важным: все корабли серии “Восток” приземлялись жёстко.

Машина времени познакомит

В проекте “Выбор” мы уходим от стандартных представлений о Первом отряде. Тем более часть экспозиции в отделе Первого полёта музея обращены к подготовке космонавтов. Мы поставили задачу показать невидимую сторону героев выставки: какими они были в обыденной жизни, черты характера, увлечения.

Врач, профессор Ада Котовская, участвовавшая в подготовке космонавтов, впервые увидев “двадцатку”, отмечала, что их судьбы показались ей такими похожими друг на друга. Это правда! У многих ребят отцы погибли на фронте. А слушатель Павел Беляев, один из самых взрослых в отряде, и вовсе застал Великую Отечественную – воевал в составе авиационного полка Тихоокеанского флота. Будущие космонавты не были избалованы жизненными условиями. Если говорить о Гагарине – он шёл туда, где труднее. После окончания Чкаловского училища ему предлагали разные части, но Юрий Алексеевич выбрал службу в Заполярье.

На площадке “Выбора” расположено 12 стендов о летавших космонавтах и два – о судьбе нелетавших. Центральное место занимают макеты созданных советскими учёными ракет – от “Востока” до “Сатаны” и современных мощных комплексов. Корабли в миниатюре любезно предоставлены Домом творчества города Электросталь. Установлены ракеты на музейном оборудовании, подаренном московским Домом кино.

Экспонируя “Выбор”, мы ушли от стандартных объёмных описаний. Предлагаем посетителям “машину времени” – информационное поле, которое скрывается за старинным монитором-линзой, имитирующим телевизоры той эпохи. Выбирая кнопку-раздел, наши гости могут “вернуться” на 60 лет назад: почитать или увидеть фотоподборку, аудио и видеозаписи, в том числе фрагменты документальных фильмов и прижизненных интервью.

Была реализована задумка показать предметы некосмической стороны главных героев. В поиске мы отталкивались от воспоминаний, которые записала супруга Борисова Валентиновича Волынова – Тамара Фёдоровна – в книге “Плеяда первых”, и Георгия Степановича Шонина в книге “Самые первые”, изданной в 1976 году. Деталь совпадения: и Шонина, и Волынова называли “вечными дублёрами”. Они, зачисленные в Первый отряд в 1960 году, с момента первого пилотируемого полёта в космос – 12 апреля 1961 года – ждали собственного космического старта до 1969 года, но остались верны своему делу!..

Выбирая предметный ряд выставки, отталкивались также от прозвищ представителей Первого отряда. Любимцем был самый молодой слушатель – Валентин Бондаренко, но во время тестирования – “отсидки” – в сурдобарокамере (СБК) с ним произошла трагедия, и будущий космонавт в возрасте 24 лет ушёл из жизни. Самыми старшими – 30-35 лет – были Павел Беляев и Владимир Комаров. В отряде никто не осмелился дать им прозвища, и называли их “академиками”.

Всё же прозвища были. На одном из стендов расположены удочка, рыболовные снасти и фотография, на которой Андриян Николаев ловит рыбу. Звали его Карасём: в рыбной ловле равных ему не было! Или же Турок – так звали в отряде Валерия Быковского. Считают, что прозвище было связано с миссией его родителей. На стенде о Быковском мы показываем городки, городошные фигуры. Многие космонавты увлекались этой игрой, но Валерий Фёдорович был непревзойдённым городошником.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Пускай не удивляет посетителей гармонь на стенде о Беляеве. Это подлинный музыкальный инструмент, подаренный космонавту земляками. Павел был родом из вологодской деревни, он – прекрасный лыжник, физически был силён. А ещё Беляев – самоучка. В детстве самостоятельно обучился музыкальной грамоте, играл на гармони, позднее – на фортепиано. Вот таковы таланты! Целый букет.

О цветах. Ветка сирени и её обладатель Борис Волынов. История трогательная, обращаемся к дневнику. Как вспоминает Волынов, он находился в СБК лучшие майские дни, и так устал от собственного голоса, что, оказавшись “на воле”, вне четырёх стен барокамеры, голоса щебечущих сотрудниц института показались ему спасением и возвращение к людям, как снимают в современных кинофильмах. Девчата словно разгадали потрясение Бориса и, спустя несколько минут, подарили ему букет сирени. После этого случая женская половина института каждому слушателю после теста в СБК преподносила букеты сезонных цветов.

На стенде Алексея Леонова – первого человека, кто нарисовал Землю “с натуры”, потому что видел планету с высоты полёта, – представлены подлинные принадлежности для рисования. Герман Титов был первым, кто сфотографировал и снял кино о нашей Земле. В воспоминаниях он рассказывает, как это было непривычно: Земля вращается, корабль летит, да ещё и камеру надо держать! В программу полёта Титова ещё не входил элемент “отстёгивания”.

Гагаринский стенд. Здесь во главе угла – подлинный чемоданчик, с которым в апреле 1961 года Юрий Гагарин отправился в командировку на Байконур. Перед отъездом супруга Валентина Ивановна задаёт вопрос: “Когда?..” Гагарин отвечает: “Четырнадцатого”. Ответил так, чтобы не волновать жену – мать маленьких дочерей. Упоминая чемоданчик, есть несколько версий о том, как сохранилось “прощальное письмо”, которое Гагарин написал на Байконуре перед полётом и которое впервые широкая публика прочитала спустя полвека – в 2011 году. Но об этом вы узнаете, посетив выставку “Выбор”.

Лучше, конечно, один раз увидеть. Ведь о космонавтах Первой “двадцатки” ещё можно не одну выставку спроектировать. Подумала сейчас о том, что мы, музейщики, “живём” в прошлом веке, а наша задача – не писать историю, а сохранять её и передать максимально полной и достоверной современникам и потомкам.

В каждой строчке – в одиночку

Какая же выставка без дарителей! В этом контексте мы сердечно благодарны Ирине Павловне Пономарёвой – другу и частому гостю Музея Ю.А. Гагарина, нашему консультанту. В “космические” 60-е она, молодая сотрудница Института авиационной и космической медицины, следила за тем, как проходят тестирование в сурдобарокамере слушатели-космонавты. Её герой Первого отряда – погибший в СБК Валентин Бондаренко. Недавно мы записали видеоинтервью, в котором Ирина Павловна рассказывает о том трагическом дне. Этой записью мы дополним стенд о Бондаренко.

Благодаря Ирине Павловне, в музее появилась та самая сурдобарокамера – СБК-48, в которой от 10 до 15 дней будущие космонавты проходили тест на умение выживать в замкнутом пространстве и в полнейшей тишине. А самой СБК в 2012 году присвоен статус федерального памятника науки и техники.

Во время теста-“отсидки” в СБК слушатели-космонавты записывали свои личностные ощущения и эмоции, которые испытывали. Словно перед глазами проходила вся жизнь. И вот эти дневники, записанные ребятами в полном одиночестве, Ирина Павловна передала в музей. Бесценный дар!

Эти дневники нашей творческой группе открыли космонавтов с другой стороны. Например, Анатолий Карташов на своих страничках предупреждает о злополучной электрической плитке, которая стояла на полу сурдокамеры. Также в его дневнике мы обнаружили сонм стихов, да ещё каких! Это вполне логично: пребывая в замкнутой СБК, у слушателей открывались таланты. Гагарин, не получая обратной связи на свои сообщения – все 10 дней было запрещено разговаривать с будущими космонавтами, – много пел, когда песни заканчивались, пел обо всём, что видел. Чем была наполнена тесная СБК, которая выставлена в отделе Первого полёта? Как раз эти сведения мы почерпнули из подробных и аккуратных рисунков дневника слушателя Дмитрия Заикина. Вот такая конкретика.

Я – “Сокол”, как слышите?

Парадная стена стенда каждого из 12 летавших космонавтов “двадцатки” раскрывает посетителям, во-первых, его позывной, во-вторых, уникальную характеристику. Словесные портреты товарищей были нами позаимствованы из отдельной “тетрадки”, которую вёл Юрий Гагарин. Сакральный раритет также хранится в нашем музее.

Отдельная история о позывных. У Гагарина, как мы знаем, был “Кедр”. Дальше, по мере полётов, идут “птичьи” позывные: “Орёл”, “Ястреб”, “Сокол”, “Беркут”. У Валентины Терешковой, продолжившей традиции “мужского” отряда космонавтов, позывной “Чайка”. Потом пойдут камни: “Рубин” – у Владимира Комарова, и мы помним, как закончился его второй полёт; “Алмаз” – у Павла Беляева и Алексея Леонова. Ведь камни падают, а птицы – летают… Вспоминаем слова Гагарина, когда он говорил, что они – люди несуеверные, но удача им самим пригодится.

Снова кружится мысль о названии выставки. Думаю, что “космическая” судьба двадцатки – это всё равно выбор Сергея Павловича Королёва. Возможно, его личная симпатия к человеку, но Главный конструктор мыслил на несколько шагов вперёд. Как хороший психолог он мог разглядеть каждого из “двадцатки”, их человеческие качества.

Выбирая Первого, Королёв понимал, какой груз придётся вынести и что пережить космонавту, сможет ли он стойко выдержать испытание славой, как повернётся к нему жизнь. Очевидно, скромность Юрия Гагарина и те качества, которые не сломит слава, и заметил Главный конструктор. А Юрий Алексеевич следовал своей жизненной философии, прочитав ещё в детстве слова лётчика Чкалова: “Если быть – то быть первым”.

“Выбор” сделаем “передвижкой”

Идея проекта “Выбор” принадлежит директору Музея Ю.А. Гагарина – Сергею Владимировичу Есипову. Мы начинали эту работу вместе. Состав творческой группы за год с небольшим подготовки изменялся, с нами работала Ольга Михайлова и другие сотрудники музея. До финишной прямой дошли Елена Самарова, Анна Бурчик, Светлана Гребнева и куратор выставки Маргарита Лебедева. Техническую задумку, дизайн-проект воплотили в жизнь Игорь Лукашевич и Павел Арбузов.

Наша творческая группа в течение непростого из-за эпидемиологических условий года провела большую работу. Мы связывались с музеями нашей страны и за её пределами. “Двадцатка” была многонациональной: Попович – украинец, Николаев – чуваш, Рафиков – татарин, Шонин провёл детские годы в Одессе. К большому сожалению, не во всех городах, где родились космонавты Первого отряда, есть музеи о них. Но там, где они существуют, музейщики помогали нам, чем могли.

Мы беседовали – по телефону или видеосвязи – с детьми космонавтов. Они уже люди возрастные. В итоге нашего многочасового общения наши уважаемые собеседники делились информацией, фотографиями из семейных архивов, предметами своих отцов. Уверена, что наша дружба не будет прервана.

Подчеркну: многие фотографии, как и предметы, посетитель увидит впервые. Они были любезно предоставлены музею родственниками космонавтов Первого отряда. Перечитывая книги космонавтов, их воспоминания, мы до сих пор открываем новые страницы о жизни космонавтов Первого отряда, поэтому наш проект – совершенно живой и манёвренный, видоизменяется и дополняется, что происходит на данный момент, а со временем превратится в “передвижку”, чтобы любой желающий увидел для себя свой “Выбор”.

Для посетителей: выставка “Выбор” расположена в здании историко-краеведческого отдела Музея Ю.А. Гагарина (г.Гагарин, ул.Советская, 3).

Выставка создана Благотворительным фондом Объединённого мемориального музея Ю.А. Гагарина при поддержке Министерства культуры России

Особую благодарность выражаем:

– Волыновым Борису Валентиновичу и Тамаре Фёдоровне,

– Попович Оксане Павловне, дочери Павла Романовича Поповича,

– Быковским Валентине Михайловне, вдове Валерия Фёдоровича Быковского, детям космонавта – Сергею и Наталье,

– Горбатко Ирине Викторовне, дочери Виктора Васильевича Горбатко,

– Семёновой Олесе, внучке Варламова Валентина Степановича,

– Шониной Ольге Георгиевне, дочери Шонина Георгия Степановича,

– Беляевой Людмиле Павловне, дочери Беляева Павла Ивановича,

– Заикину Денису Дмитриевичу, сыну Заикина Дмитрия Алексеевича,

– Полтарыкиной Зинаиде Васильевне, сестре Хрунова Евгения Васильевича.

Наши партнёры:

– Российский Государственный архив научно- технической документации (г.Москва),

– Станция юных техников (г.Электросталь, Московская область),

– Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс (Московская область),

– Бабушкинский районный исторический музей (Вологодская область),

– Мемориальный комплекс лётчика-космонавта СССР А.Г. Николаева (Чувашская республика),

– Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта Республики Казахстан,

– Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицина,

– Ишимский музейный комплекс имени П.П. Ершова (Тюменская область),

– Методическое культурно-информационное объединение (Приморский край),

– Основная общеобразовательная школа №1 имени Б.В. Волынова (г.Прокопьевск, Кемеровская обл.),

– Непрядвенская средняя общеобразовательная школа (Тульская область),

– Историко-краеведческий музей муниципального образования “Гулькевичский район” (Краснодарский край),

– Централизованная клубная система сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района (Краснодарский край),

– Музей шахмат Российской шахматной федерации (г.Москва),

– Лискинский историко-краеведческий музей (г.Лиски, Воронежская область).

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Категории: 60 лет полёта · Культура

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий