«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Пчёлка и Мушка. Отработать спуск

23 ноября, 2020 · Нет комментариев

Из цикла “1960 год. Хроника подготовки к полёту”

Старт прошёл нормально, корабль был выведен на орбиту, близкую к расчётной. Самочувствие животных было в пределах нормы. Трагедия произошла на участке спуска.

В ноябре 1960 года после катастрофы на космодроме 24 октября запусков ракеты в нашей стране не производилось. Тем временем в США после ряда неудач испытания в рамках программы “Меркурий” возобновились. 8 ноября проверялась система аварийного спасения на активном участке. Напомним, американскому астронавту предстояло лишь достичь космической высоты без выхода на орбиту. На шестнадцатой секунде двигатели системы спасения включились преждевременно, и ракета вместе с капсулой, предназначенной для астронавта, рухнула в океан у побережья Флориды.

Американцам было известно, что после ещё одного успешного полёта космического корабля с животными на борту наша страна будет готова к запуску человека. В это время им ещё не было известно о переносе полёта на следующий год.

21 ноября с мыса Канаверал в присутствии многочисленных зрителей должен был состояться пуск – по сути дела, генеральная репетиция полёта астронавта. Однако двигатель включился уже на первых секундах. Ракета поднялась лишь на пять сантиметров и плавно села на стартовый стол. Вслед за этим произошёл ещё ряд нештатных ситуаций. Система аварийного спасения должна была сработать уже через 10 секунд после отключения двигателя, однако этого не произошло. Зато сработала парашютная система. Поскольку датчики не показывали наполнения воздухом купола парашюта, был автоматически выпущен запасной парашют. Постепенно оба парашюта стали наполняться воздухом. Возникла угроза заваливания ракеты. Только на следующий день её удалось снять со стартового стола. Зрители, пришедшие увидеть старт и полёт ракеты “Редстоун”, вместо этого стали свидетелями целого спектакля из чередующихся нештатных ситуаций. Впрочем, капсула получила лишь незначительные повреждения и могла быть использована после ремонта.

1 декабря в нашей стране был запущен корабль-спутник с собаками Пчёлкой, Мушкой и другими более мелкими животными. Полёт был рассчитан на сутки. Предстояло ещё раз проверить траекторию 17-виткового полёта и оценить возможность длительного пребывания человека в невесомости. Как мы помним, одна из двух собак предыдущего полёта (Белка) начиная с третьего витка чувствовала себя плохо.

Старт прошёл нормально, корабль был выведен на орбиту, близкую к расчётной. Тщательный анализ телеметрических данных свидетельствовал об успешном ходе полёта. Самочувствие животных было в пределах нормы. Казалось, всё должно пройти хорошо. Подобный полёт Белки и Стрелки закончился их благополучным приземлением в десяти километрах от расчётной точки.

Трагедия произошла на участке спуска. Как свидетельствует история космонавтики, именно этот участок полёта является самым опасным. В данном случае выданный ТДУ импульс оказался недостаточен для приземления спускаемого аппарата на территории СССР. Расчёты баллистиков говорили о том, что слишком пологая трасса спуска заканчивается на территории восточного Китая.

В центре управления полётом возникло замешательство. В то время считалось недопустимой посадка спускаемого аппарата вне пределов Советского Союза. Прояснил положение заместитель главного конструктора Б.Е. Черток: “Корабль будет уничтожен системой аварийного подрыва объекта (АПО)… До Земли, может быть, дойдут мелкие осколки, но никаких дипломатических осложнений не будет”.

Вскоре пришло сообщение из Уссурийска, где располагался дальневосточный пункт связи. Там подтвердили внезапную потерю связи с кораблём на высоте выше 100 километров. Обычно обрыв связи происходит ниже этой цифры, когда космический аппарат уже находится в плотных слоях атмосферы.

Результат полёта оказался достаточно противоречивым. Значительно уменьшились опасения медиков относительно длительности пребывания человека в невесомости (собаки чувствовали себя нормально в течение всего времени, пока они были живы). Но расчёты траектории и работа ТДУ оказались неудовлетворительными.

Вскоре после подведения итогов было принято решение, согласно которому полёт человека следует ограничить одним витком, и уже следующий полёт с животными на борту должен быть одновитковым.

19 декабря американцам удалось, наконец, вывести на космическую высоту капсулу, подобную той, в которой должен находиться астронавт. Впрочем, и не обошлось без проблем. На этот раз двигатель проработал даже дольше, чем планировалось. Вместо ожидаемой высоты в 190 км капсула оказалась на 20 км выше. Расчёты показывали, что перегрузки должны были быть несколько больше, чем ожидалось. Учитывая, однако, что испытания астронавтов на центрифуге были весьма жёсткими (у одного из них во время испытания лопнула барабанная перепонка), результаты последнего в 1960 году пуска по программе “Меркурий” были признаны удовлетворительными.

Так, до запуска в космос человека по суборбитальной траектории оставалось произвести полёт обезьяны. Как показали последующие события, выбор этого вида животного для испытаний был менее удачен (по сравнению с собаками, куда лучше поддающимися дрессуре).

К концу 1960 года американская программа “Меркурий” была близка к практической реализации плана – суборбитального полёта человека в космос.

Михаил БУТРИМЕНКО, Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научные сотрудники отдела Первого полёта Музея Ю.А. Гагарина

Категории: История

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий