«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Ольга Деденева. Нахимичить не получится

2 октября, 2020 · Нет комментариев

Я б химию выучил только за то, что б знать вещества в упаковке. Примерно так можно перефразировать Маяковского, чтобы доступно объяснить ребёнку, зачем необходимо проявить прилежание в изучении этой науки. Учитель химии Баскаковской средней школы Ольга Анатольевна Деденева пользуется иными приёмами… – лекарственными. А вот как она это делает – узнаем подробности.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Любовь к профессии, как хорошее вино, созревает со временем. Мало учительствовать в детсадовском возрасте, рассаживая кукол и читать им книжки, даже если буквы толком не складываются. Надо, очевидно, убеждать родителей, и себя заодно, что ты – прирождённый литератор, биолог, историк и так далее. Убеждать наглядно: декламировать стихи в кругу семьи или ставить опыты на кухне.

В биографии Ольги Анатольевны путь к профессии примерно так и складывался. Куклам читала сказки, в школе мечтала “работать” биологом, а в настоящее время – семнадцатый год преподаёт химию после окончания Минского государственного педагогического университета.

Для класса в 10-12 человек все предметы покажутся трудными, хотя бы потому, что тебя спрашивают каждый урок. Но химия, уверена Ольга Анатольевна, – самая сложная из школьных наук. По крайней мере, в выпускных классах этот предмет в качестве экзаменационного баскаковские школьники выбирают нечасто.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Когда речь зашла об опытах, интересе ребят к учебным “фокусам” с дымом разного цвета, выяснилось, что как таковой лаборатории в школе уже нет, да и реактивов недостаёт, а продемонстрировать ученику необычное, ох, как надо! Поэтому Ольга Анатольевна изучает на специальных курсах, как вести практические работы на уроке с помощью подручных средств.

Как выход – шопинг за кислотой. Например, в аптеке покупается перекись водорода, перманганат калия (марганцовка), в автомагазине — дистиллированная вода и серная кислота, в хозяйственном – соляная кислота. После покупок можно приступать к опытам.

“А как же учитель в реалиях современности истолковывает азы теории?” На основе ассоциаций, рассказывает Ольга Анатольевна. Но химия всё же наука практическая, “я больше пытаюсь к жизни подготовить”. Прикладная химия полезна и взрослому, чтобы знать, что мы едим, носим, чем лечимся.

Отдельным блоком изучаются лекарства. На примере знакомых с детства названий витаминов и микстур вместе с учениками разбирают их состав и формулу вещества. Подобный открытый урок-проект Ольги Деденевой высоко оценили на всероссийском конкурсе педагогического мастерства “Мой лучший урок” 2009 года, отдав 1-е место.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Если говорить о достижениях, упомянем победу ученицы Ольги Анатольевны: нынешняя десятиклассница Амина Никанорова в прошедшем учебном году стала победителем регионального этапа химической олимпиады “Пять девяток”, была приглашена на финал в столицу, но вирус всё испортил.

“Модель урока с течением времени меняется?” – спрашиваем.

С внедрением федерального государственного стандарта уроки строятся на живом диалоге с детьми. Модель “объяснил – ответил – задание на дом” уже не работает. Учитель начинает урок с беседы и заканчивает ею.

А в связи с невозможностью провести некоторые виды опытов или строение атома, Ольга Анатольевна показывает видеоуроки, которых набралась целая коллекция.

Пробираемся потихоньку по коридорам старинного здания Баскаковской школы. Высокие лестничные пролёты с деревянными ступенями, в огромных горшках на полу – цветы, стенгазеты по каждому предмету, краеведческий уголок, на двух стеллажах до потолка – блестят в лучах осеннего солнца наградные кубки. За нами, посетителями, – глаз да глаз: санитарные меры обеспечены в учебном учреждении в полном объёме. Но главное – нет суеты, спокойствие и умиротворённая атмосфера, даже среди малышей.

Решили поинтересоваться, умеют ли ученики спорить? Ведь это целая наука – убедить оппонента в правоте своего мнения, оставляя за чертой невежливость, грубость, сохранить хотя бы нейтральные отношения и принять, в случае ничьей, противоположную позицию как вариант.

Как оказалось, Ольга Анатольевна нередко вступает в дискуссию с учениками, особенно со “своими”, классным руководителем которых является. Темы подсказывает жизнь. Полемика порой бывает жаркая, но полезная для обеих сторон. Учитель-химик терпеливо ведёт диалог, находя компромисс в поиске истины. Пожалуй, к главному компромиссу в Баскаковской школе пришли давно: уважать друг друга, независимо от возраста, и уметь дружить.

Светлана ВАСИЛЬЕВА

Категории: Общество · Школа

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий