«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Михаил Глинка. Русский стиль гимна и церковных мелодий

29 октября, 2015 · Нет комментариев

Музыкальные способности в это время выражались “страстью” к колокольному звону, юный Михаил Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям…

Михаил Глинка

Один из основоположников русской классической музыки Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою – “мимозой”, по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В.К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка знакомится с А.С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля “Швейцарское семейство”. С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции, и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: “Не искушай меня без нужды” на слова Е.А. Баратынского, “Не пой, красавица, при мне” на слова А.С. Пушкина, “Ночь осенняя, ночь любезная” на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М.Глинка и Н.Павлищев издали “Лирический альбом”, где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшем в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В.Беллини и Г.Доницетти, изучает вокальный стиль “бельканто” и сам много сочиняет в “итальянском духе”. В его произведениях, значительную часть которых составляют пьесы на темы популярных опер, уже не остается ничего ученического – все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Композитор вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

В 1836 году опера “Жизнь за царя” была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А.М. Гедеонов, который отдал её на суд “директору музыки” – капельмейстеру Катерино Кавосу. А Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера “Жизни за царя” состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера с восторгом принята передовой частью общества. На следующий день Глинка писал своей матери: “Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-императо благодарил меня и долго беседовал со мною”.

13 декабря у А.В. Всеволжского устроено чествование М.И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный “Канон в честь М.И. Глинки”. Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Вскоре после постановки “Жизни за царя” Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил два года. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление “Руслана и Людмилы” состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры “Ивана Сусанина”. В сравнении с “Иваном Сусаниным”, новая опера М.Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф.Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из “Руслана и Людмилы” и арию Антониды из “Ивана Сусанина”. Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра “Арагонская хота”, а в 1848 году, уже по возвращении в Россию, – “Ночь в Мадриде”.

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но, передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе. Здесь композитор написал симфоническую фантазию “Камаринская” на темы двух русских песен – свадебной лирической “Из-за гор, гор высоких” и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки: “Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии “Камаринская”.

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном, молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами, как Н.К. Иванов, О.А. Петров, А.Я. Петрова-Воробьёва, А.П. Лодий, Д.М. Леонова. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у композитора и А.Н. Серов, в 1852 году записавший его “Заметки об инструментовке” (опубликованы в 1856 году). Часто приезжал А.С. Даргомыжский.

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но, утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Михаил Глинка начал работу над симфонией “Тарас Бульба”, которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им “Записки”(опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка – первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А.М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору.

Композитору установлен памятник в Смоленске. Он создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А.Р. фон Бок. В 1887 году памятник композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек – отрывков 24 произведений композитора. В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора, в Новоспасском, открыт Дом-музей М.И. Глинки. “Патриотическая песня” Михаила Глинки с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

По материалам сайта encyclopaedia-russia.ru

Категории: Национальное достояние

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий