«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Наш Гагарин. История одной улыбки. Всё дело в шляпе…

22 мая, 2024 · Нет комментариев

Уважаемый читатель! Сегодня Вашему вниманию мы предлагаем новую историю одного увлекательного кадра, на котором Юрий Гагарин запечатлён в пляжной шляпе во время отдыха в Сочи в мае 1961 года.

Автор этого снимка – фотограф Агентства печати “Новости” (АПН) Юрий Абрамочкин. “5 мая 1961 года я пришёл на работу в АПН, – вспоминал он. – Как обычно у входа меня встречает начальство: “Юра, камера с собой? Быстро собирайся, летишь на юг. В самолёте всё объяснят. Задание ответственное”. В аэропорту его уже ожидали корреспонденты “Правды”, “Комсомолки” и “Красной звезды”. В самолёте им сообщили, что они летят в Сочи, где в санатории с одноимённым названием находится Юрий Гагарин, три недели назад совершивший свой первый полёт в космос.

Как будто предчувствуя эту встречу, Абрамочкин накануне отлёта обменял своё тёплое американское пальто на крутой немецкий фотоаппарат. “Я потом три года ещё мёрз без нормального пальто”, – вспоминал он. Но как кстати оказалась новая камера!

Прибыв на место, журналисты стали расспрашивать Гагарина о полёте, о том, что он видел в космосе, было ли ему страшно, а фотокорреспондент АПН начал выстраивать нужные ракурсы. Вокруг всё время ходили какие-то люди в спортивных костюмах, как потом выяснилось, это были будущие космонавты, которые прибыли на отдых вместе с Юрием Алексеевичем. Они ничего не обсуждали при посторонних, кроме ведения разговоров о каких-то банальных вещах.

Корреспонденты продолжали свой “допрос”. Правда на большинство вопросов, касающихся ракеты-носителя и самого полёта, Гагарин отвечал уклончиво, всё время отшучивался. Он говорил о том, что страха в полёте не испытывал, бояться и даже думать о страхе ему не пришлось, ведь столько разных команд и заданий необходимо было выполнить за короткое время.

Однако очень скоро, без объяснения причин, общение журналистов с Гагариным было прервано, а отснятые фотоплёнки пришлось отдать. Это возмутило представителей прессы, приехавших сюда с особым поручением. Но вот, наконец, появился незнакомый человек, который охотно выслушал “бунтарей” и улыбнулся. “Журналистов привезли к нам по решению ЦК, – сказал он охранникам. – Отдайте им фотоплёнки, не дай бог, потеряете, а они отвечают за них головой”. Этим человеком оказался Сергей Павлович Королёв.

На следующий день, когда коллеги уже улетели в Москву, Юрий Васильевич решил прогуляться по территории санатория и ознакомиться с его достопримечательностями. И тут он видит – на скамейке в забавной курортной шляпе сидит Гагарин. “Видит, что я обрадовался. Он-то помнил, как у меня накануне весь отснятый материал хотели забрать, и говорит: “Давай снимай, пока никто не видит, а то придут медицинские опекуны и будет не до фотографий”. Ну я и поснимал. А потом вдруг снова охрана за спиной выросла: “Что это ты делаешь?!” – вспоминал фотокорреспондент.

Абрамочкину удалось сделать несколько кадров Гагарина в курортной шляпе, но на всю жизнь он запомнил, что “главное в профессии – иметь фотоаппарат при себе”.

Уже при первой встрече с космонавтом у корреспондента сложилось своё впечатление о нём. По мнению Юрия Васильевича, это был бесконфликтный и очень лёгкий в общении человек, не чувствующий себя “пупом земли”.

“Казалось, Гагарин был рад и доволен пообщаться с кем-то обычным вроде меня, – говорил о нём Абрамочкин, – потому что человек он был по натуре открытый и радушный. Шутил о жене, о космосе, истории рассказывал, и вообще, абсолютно нормальный такой парень. Ну слетал в космос и вернулся. Простой герой”.

Вот и в этой истории со шляпой Юрию Алексеевичу пришлось отшучиваться за двоих. “А мы ждём вас, – сказал он охране, – чтобы вы разрешили нам поснимать”. На спецохрану гагаринские слова подействовали просто магически. Больше им никто не докучал.

Первый космонавт, по мнению Абрамочкина, всегда улыбался своей особенной живой улыбкой. Он как будто стеснялся своего особого статуса и был несказанно рад побыть обычным человеком.

В тот день 6 мая фотокору АПН удалось много что наснимать: и как Гагарин играет в теннис, а потом в бадминтон с Королёвым, и как он прогуливается с женой Валентиной Ивановной по тенистым аллеям санатория, и как босиком ходит по траве, и как задумчиво смотрит на море.

Оказывается, купаться ему тогда было запрещено. Врачи серьёзно следили за состоянием здоровья космонавта после полёта. Они неотступно дежурили возле него. Им было необходимо понять, как организм космонавта восстанавливается после перегрузок и невесомости. Юрий Алексеевич даже как-то пожаловался Абрамочкину, что, дескать, кругом одни врачи и шагу ему ступить не дают, мучают его своими осмотрами и процедурами. А он старался использовать любую свободную минуту, чтобы побродить по побережью и пообщаться с товарищами по отряду.

После этой первой встречи с Гагариным Юрий Васильевич ещё много раз будет снимать его по различным поводам. Даже навестит семью в Гжатске, куда приедет по случаю семейного торжества, организованного в связи с переездом родителей Юрия Алексеевича в новый дом.

Первого космонавта снимали многие, но так как Юрий Абрамочкин – никто.

P.S. Юрий Васильевич Абрамочкин (1936-2018) – член Союза журналистов и Союза фотохудожников России, один из самых заметных репортёров, блистательный очеркист, чьи работы вошли в золотой Фонд советской фотожурналистики, обладатель многих престижных международных премий.

С начала 1960-х до 2003 года Ю.В. Абрамочкин работал специальным фотокорреспондентом агентства “Новости”. В объектив его фотоаппарата попадали как известные исторические личности, так и простые советские труженики.

Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

Категории: Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий