«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Наш Гагарин. История одной улыбки. Первый и Главный

14 мая, 2024 · Нет комментариев

В начале 1960 годов космонавтика стремительно развивалась, но в газетах и журналах не печатали фотографии участников этого процесса. Все сведения находились под грифом “совершенно секретно”. Имена конструкторов и будущих космонавтов тогда не разглашались.

Полёт Юрия Гагарина стал одним из значимых событий ХХ века. Руководством страны было принято решение дать допуск на секретные космические объекты нескольким фотографам и кинооператорам для фиксации ярких исторических моментов. Одним из них стал Игорь Снегирёв. Он снимал Юрия Гагарина во время тренировок, перед космическим полётом и после, в моменты отдыха и общения с семьёй и товарищами.

После завершения орбитального полёта Гагарин прошёл полное медицинское обследование и получил отпуск для прохождения реабилитации. В начале мая Юрий Алексеевич с женой Валентиной и дочерью Галочкой прилетели на Черноморское побережье и расположились в отдельном особняке Дома отдыха имени Цюрупы на самом берегу моря. Члены первого отряда советских космонавтов тоже получили возможность провести свои отпуска в городе Сочи на большой даче санатория с одноимённым названием. Здесь же отдыхал и Главный конструктор – Сергей Павлович Королёв с супругой Ниной Ивановной.

Фото Гагарина с академиком Королёвым во время отдыха в Сочи 5 мая 1961 года стало первым официальным совместным снимком Первого космонавта и Главного конструктора. Игорь Снегирёв сделал настолько удачной кадр, что его тиражировали в изданиях по всему миру. Гагарин и Королёв – Первый и Главный – запечатлены на лавочке у одного из корпусов санатория, в котором отдыхали будущие космонавты. Кроватей на всех не хватило, и кому-то из них пришлось спать на раскладушке – её можно увидеть на заднем плане фотографии (в верхнем правом углу).

На снимке запечатлены две улыбки счастливых людей. Одна – открытая, молодая улыбка Героя, совершившего первый космический полёт; вторая – сдержанная улыбка Главного конструктора, которому суждено было осуществить многовековую мечту человечества. Фотография долго оставалась анонимной, так как Снегирёв не имел права публиковать снимки под своей фамилией, и весь отснятый материал подвергался жесточайшей цензуре.

С.П. Королёва все за глаза называли “Эс Пэ”. В отряде космонавтов его немного побаивались, так как был известен его крутой и строгий нрав. Для Сергея Павловича освоение космоса было не просто первым, но первым и единственным делом всей жизни. Он был небольшого роста, широкоплечий, крепкий человек. Голову держал так, как будто смотрел исподлобья, в глазах его была видна железная воля и ясный ум.

Первое знакомство Королёва с будущими космонавтами состоялось летом 1960 года в большой аудитории учебного корпуса. Он зашёл, поздоровался, посмотрел на присутствующих и стал по списку называть фамилии. Задавал всем вопросы, внимательно слушал ответы. На прощание Королёв сказал: “Замечательный вы народ. С вами готов в огонь и в воду, а не только на космическую орбиту. Сегодня мне и самому удалось подзарядиться от вашего молодого задора. То ли ещё будет, когда начнём летать. Верно, орёлики?”

Ещё одна встреча с Сергеем Павловичем состоялась в конструкторском бюро, когда будущие советские герои впервые увидели космический корабль. С молодыми лётчиками Сергей Павлович разговаривал как с равными, но при этом внимательно вглядывался в их лица. Рассказывал о “Востоке”, о том, как планируется осуществить первый в истории полёт за пределы земной атмосферы. Затем предложил посидеть в корабле. Юрий Гагарин выразил желание быть первым. Он ловко поднялся на специальную ажурную площадку, снял ботинки и в носках сел в катапультируемое кресло. Королёву это явно понравилось.

Сергей Павлович по-отечески тепло относился к первому космонавту, а тот в свою очередь ценил каждую минуту общения с этим великим человеком. Королёв видел в Гагарине огромный потенциал и называл его “олицетворением молодости нашей планеты”. Несмотря на большую разницу в возрасте – в двадцать семь лет, – он обращался к космонавту по имени-отчеству: “Юрий Алексеевич”.

Гагарин, уже после того как совершил свой легендарный полёт, подарил Главному конструктору свою фотографию в скафандре с дарственной надписью: “Дорогому Сергею Павловичу – космическому отцу – в знак искреннего уважения и благодарности”.

Елена САМАРОВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина

В статье использованы материалы книги А.Дихтяря “Прежде чем прозвучало: “Поехали!”

Категории: Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий