Пасха всегда была главным православным праздником в Гжатске. Светлое Христово Воскресение отмечали с большим размахом, к нему начинали готовиться задолго. С наступлением Пасхальной недели преображался и сам город. Он становился чище и светлее.
Когда Гжатск наполнялся колокольным звоном, горожане выходили на улицу и шли в храм на праздничную службу, а в это время дома их уже ожидало щедрое угощение после длительного поста.
Готовясь к Пасхе, гжатские хозяйки самостоятельно занимались приготовлением куличей. Готовую продукцию можно было также приобрести и в заведении известного в городе хлебопёка и кондитера Алексея Тимофеева. Его магазин накануне Пасхи украшали заглавные буквы “ХВ”. Здесь охотно принимали заказы на выпечку куличей и пасхи.
Дорогой читатель! Напоминаем, что Алексей Тимофеевич Тимофеев (1842-1913) – родоначальник известной в городе купеческой фамилии. Его предприятие выпекало и продавало булки, баранки, ситный и чёрный хлеб. Хотя в Гжатске было несколько заведений подобного рода, Тимофееву удалось привлечь на своё производство опытных мастеров. За продукцией Алексея Тимофеевича быстро закрепилось “доброе имя”, а слава о его сдобном товаре разлетелась по всей округе. Поговаривали даже о том, что сам Иван Максимович Филиппов – в то время словосочетание “булочки от Филиппова” стало в Москве синонимом знака качества – одобрительно отзывался о “тимофеевском” хлебе.
Первое время лавка Алексея Тимофеевича располагалась в доме Глушкова по Московской улице. Торговля шла успешно. Доходы от неё позволили вскоре Тимофееву построить собственный дом на Петербургской (ныне Ленинградской) набережной напротив Благовещенского собора, ещё один появится на Мостовой улице.
В моих руках письмо, датированное 18 июля 1991 года, пришедшее из Подольска от бывшей гжатчанки З.Н. Куборской. Она доводилась внучкой Алексею Тимофееву по материнской линии. Мать Зинаиды Николаевны – Екатерина Алексеевна (Тимофеева) Шапошникова – до переезда в Подольск к дочери в 1934 году проживала в Гжатске. Благодаря инициативе З.Н. Куборской в фонды музея попали фотографии главы тимофеевского рода – Алексея Тимофеевича, его сестёр, а также дочери Екатерины Алексеевны. Эти снимки положили начало формированию новой коллекции – “Гжатское купечество”.
Наша переписка с Куборской очень скоро переросла в тёплые доверительные отношения. В одном из писем Зинаида Николаевна прислала свои воспоминания о Гжатске тогдашнем. Вот несколько строк из них:
“Гжатск… Я действительно как бы вновь побывала на родной земле, побывала в детстве и получила второе дыхание. Особенно взволновал меня вид на реченьку родную Гжать и Благовещенский собор, ведь против церкви на другом берегу около бани – стоял наш маленький трёхоконный домик. Вспомнила я как мы все трое с мамой на Пасху старались после пасхальной заутренний донести фонарики со святыми огоньками, чтобы они не погасли. Жаль, очень жаль, что не сохранилась белая, величественная колокольня, на которую в пасхальные дни мы лазили звонить в колокола. Большое спасибо, что Вы предоставили мне возможность побывать в детстве, побывать на родине…”
К началу ХХ века Тимофееву удалось значительно расширить своё дело. В двухэтажном доме на Мостовой улице (одной из центральных в городе, ныне ул.Ленина) куда переехала семья, на первом этаже находилось “булочное заведение”, второй этаж занимали чайная, гостиничные номера и комнаты, принадлежавшие непосредственно семейству Тимофеевых. Самая большая комната в доме служила залом для приёма гостей. При магазине имелась своя пекарня, поэтому хлеб всегда был свежим.
За домом располагался постоялый двор, где приезжие крестьяне оставляли своих лошадей. При доме также была своя конюшня, так как Алексей Тимофеевич очень любил лошадей и выезды. Со всем этим добром семье пришлось расстаться, когда дом отошёл в собственность к новой власти, а все его комнаты заняли чужие люди. Прежние хозяева вынуждены были переехать в дом на Первую Советскую улицу, переименованную так после революции. До этого улица уже дважды меняла своё название. До начала Первой мировой войны она именовалась Первой Калужской. В 1914 году страну охватила волна патриотических переименований. На какое-то время улица стала носить имя Императора Петра I.
“От детских воспоминаний, – сообщает в письме Зинаида Николаевна, – у меня остались в памяти только несколько человек, которые считались в городе богатыми и уважаемыми людьми. Все они являлись крупными деловыми – коммерсантами-купцами. Это Пастуховы с улицы Мостовой, Кононовы с улицы Ленинградской, Шапошниковы (Смоленская улица), Митенковы (Волоколамская улица), Сивохины (с Ленинградской улицы), Жуковы (улицу не помню). И, наконец, мой дедушка по матери Тимофеев Алексей Тимофеевич (Мостовая улица). Подробно я могу рассказать только про своего дедушку Алексея – из рассказов моей мамы и некоторых гжатчан.
Алексей Тимофеевич Тимофеев пользовался большим уважением городских жителей. И, мне кажется, он достоин быть музейной редкостью в г.Гжатске. Во-первых, он был талантливый предприниматель-коммерсант. Родители его были крепостные крестьяне. Отец его рано умер, и дед мой с пяти лет остался с матерью и сестрами – батраками. Вскоре крепостное право было отменено, и они стали торговать – Чем? Мать пекла пирожки, а дедушка продавал их с лотка. Так с лотка началась у них торговля. Из деревни они перебрались в город Гжатск, где уже открыли лавочку. Продавали хлеб и хлебобулочные изделия.
Торговля шла успешно – капитал нарастал. Дедушка купил купеческую гильдию и стал крупным купцом г.Гжатска. У него на Мостовой улице от набережной до площади были 2-х этажные кирпичные дома, в которых размещались вверху: гостиница, чайная, и где жила вся семья, а внизу были магазины: булочная, кондитерская, бакалейная. При булочной была пекарня, хлеб всегда был свежий. Кроме того, за домами был постоялый большой двор (крестьяне приезжали в город за покупками и им было где оставлять лошадей и переночевать)”.
Помимо занятия торговыми делами, Алексей Тимофеевич имел в Гжатске и городскую баню. Этот не совсем обычный вид предпринимательства встречался достаточно редко. Вероятнее всего, Тимофеева заинтересовало банное дело после того, как в городе появился водопровод, канализация и прочие технические новшества. Можно предположить, что он, как человек прогрессивный, был одним из инициаторов благоустройства города. До сих пор старожилы хорошо помнят “Тимофеевскую” баню, которая располагалась на Ленинградской набережной (там, где сейчас находится дом творчества “Звёзд-ный”). Впрочем, рассказывают, что в городе была ещё одна общественная баня, также принадлежавшая Тимофеевым (предположительно на Смоленской набережной).
Из воспоминаний З.Н. Куборской:
“На Ленинградской набережной [Тимофеев] построил городскую баню. Эта вот тимофеевская баня служила всему городу верой и правдой почти вплоть до наших дней. Только слышала я, что её недавно закрыли, толи снесли, точно не знаю.
За свою предприимчивость, рассудительность и честность (он был малограмотный самородок) дедушку избрали членом городской думы, много он заботился о чистоте и порядке в городе.
В 1913 году его не стало. Он умер, передав своё дело старшим сыновьям. В 1914 году, когда началась 1-я германская война, дядю Володю взяли на фронт и всех его братьев. Всё имущество передано было городским властям. А в 1917 году после революции частная собственность была ликвидирована”.
Среди прочих видов предпринимательской деятельности можно также назвать содержание кинозаведения, в котором демонстрировались первые немые фильмы. Для этих целей сын Алексея Тимофеевича Владимир арендовал у Гжатского пожарного общества участок земли в городском саду на три летних периода с 1912 по 1914 годы для строительства там электрического кинематографа. Со стороны Гжатской городской Управы “не встречается препятствий к разрешению ему, Тимофееву, устройства кинематографического театра при условии не давать сеансов и не допускать в саду музыки на Казанской и Троицкой неделях”.
Будучи одним из крупных налогоплательщиков, Алексей Тимофеевич неоднократно избирался в Городскую Думу. В то время в органы местного самоуправления, как правило, входили лица, чей капитал позволял влиять на состояние городского хозяйства. По инициативе Тимофеева берега Гжати были засажены ивами. Это делалось с целью их укрепления и значительно улучшало внешний облик береговой зоны.
Алексей Тимофеевич скончался в 1913 году и был похоронен на Вознесенском кладбище г.Гжатска рядом с могилой первой супруги Ефросиньи Васильевны. Семейная усыпальница Тимофеевых сохранена и по сей день.
* Авторская орфография и пунктуация сохранены
Маргарита ЛЕБЕДЕВА, научный сотрудник Музея-заповедника Ю.А. Гагарина
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий