«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Время первых. “То, что нужно!” Гагарин – космонавт и инженер

21 февраля, 2023 · Нет комментариев

55 лет назад Ю.А. Гагарин блестяще защитил диплом, получив достойное предложение.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

12 апреля 1961 года в Советском Союзе впервые в мире был выведен на орбиту вокруг Земли корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом-космонавтом стал уроженец Гжатской земли Юрий Алексеевич Гагарин. Этот полёт продемонстрировал триумф советской науки.

Мир рукоплескал победе советского народа, ведь никто не ожидал, что спустя всего три с половиной года после запуска первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) человек вырвется за пределы земного тяготения. И всем хотелось знать, кто же он такой – этот человек?

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

А было их всего двадцать молодых лётчиков-истребителей, готовых во имя науки, прогресса, престижа Родины ринуться в неизведанное. Все ребята, кроме П.И. Беляева и В.М. Комарова, которые были постарше и успели закончить академию, имели среднее специальное образование, так как в то время лётные училища не были высшими. Наука и техника семимильными шагами двигались вперёд, требовались специалисты с глубокими инженерными знаниями в области авиации и космонавтики. Понимая это, вскоре после полёта Юрий Гагарин спросил у Королёва:

– Сергей Павлович, а что же дальше?”

– А дальше, Юра, надо учиться, – таков был ответ.

Сергей Павлович говорил: “Они стали всенародными героями, весь мир знает их, к ним прислушиваются. Будущее в освоении космоса во многом зависит от них. Космонавты должны быть на уровне новых задач, идти вперёд… Смелый искусный лётчик и космонавт. Грамотный, думающий инженер. Это то, что нужно. Именно то…!”

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Слетавшие в космос Юрий Гагарин и Герман Титов, и те кандидаты, которым ещё только предстояло совершить полёт, 1 сентября 1961 года стали слушателями Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского (ВВИА имени Н.Е. Жуковского). Конечно, учиться без отрыва от службы было непросто, особенно Юрию Гагарину и Герману Титову. Они были первыми, и интерес к ним не только в Советском Союзе, но и во всём мире был огромен. Поездки по зарубежью, встречи в трудовых коллективах нашей страны требовали подготовки и занимали много времени. Однако послаблений к ним и по службе, и по учёбе в академии не было.

Гагарин писал: “…покой нам только снился, как говорят поэты. Учёба идёт по всем направлениям. И все направления ведут в шестой океан. Но особенно важна одна дорога, берущая начало не на спортивной площадке, а в тихих аудиториях военно-авиационной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Тут мы занимаемся… Признаться, нелегко даётся наука. Ведь постигаем её, как говорится, без отрыва от основной работы – наших специальных занятий и тренировок. А тут ещё много времени уходит на различные поездки, встречи. Откровенно говоря, нам приходится туговато. И всё же считаем себя счастливыми. Больше забот – больше радостей. А вообще, без большой науки нам не обойтись. Предстоят такие дела, осуществление которых немыслимо с прежним запасом знаний. Многое приходится начинать с азов…”

Действительно, многим из них приходилось начинать с азов, так как школьные годы пришлись на тяжёлое послевоенное время и многие из них получили первое образование в профтехучилищах. Нужно было нагонять упущенное. Юрий Алексеевич писал в своём дневнике: “Занятия в академии. Подготовился неважно. Математику не успел сделать, нет времени. Совсем нет! И английский не подготовил. Надо сказать, что с английским совсем завал, что делать – не знаю. Надо сидеть ночами…”

И они сидели и ночами, и в самолётах во время перелётов штудировали учебники, и в гостиницах во время отдыха.

В своём дневнике Ю.А. Гагарин записал: “Тяжело учиться в академии, но бросать нельзя. Всё это нам очень нужно, и английский язык, и лабораторные работы по электронным машинам, и лекции… Ничего, надо поднатужиться. У всего есть конец, зато мы станем инженерами… С таким багажом знаний будет легче…”

На протяжении всего процесса обучения космонавтов Главный конструктор внимательно следил за их успехами. В то же время Сергей Михайлович Белоцерковский, руководитель дипломного проекта Гагарина, писал: “Поразительно глубоко и быстро вникал в проблему Сергей Павлович! Замысел, тема, принципы организации ему в целом понравились, он их одобрил, но сделал целый ряд интересных, общих и конкретных замечаний. Он высказал интересную мысль, которую не раз вспоминали мы потом; и не только при выполнении дипломных работ, но и позже, когда космонавты стали соискателями…”

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Сергей Михайлович вспоминал, что преподаватели и слушатели начали подготовку к дипломным работам, сбор материалов примерно года за два с половиной до окончания учёбы, обсуждали темы, горячо спорили, пока не выработали тему и общие принципы организации работы. “А задумана она была как комплексная, посвящённая новой, актуальной проблеме. Каждый из космонавтов при этом получал свой солидный самостоятельный раздел, который тщательно увязывался со всеми остальными. Такой подход позволял осуществить довольно глубокую разработку проблемы, а кроме того, выполнял и другую важную миссию – учил коллективному творчеству, приближал его к реальному, наблюдаемому ныне в жизни…”

С.М. Белоцерковский писал: “Нелегко было состыковать отдельные дипломные работы в единое исследование, а части летательного аппарата – в целый аппарат. В этом почти всегда участвовал дипломник №1 – Юрий Гагарин. Своим умением широко видеть проблему, деловитостью и чёткостью он поражал нас всех. А его доброжелательность и контактность, такт и юмор помогали в трудные моменты…”

Чем ближе приближалось время защиты дипломных проектов, тем более удлинялся рабочий день космонавтов. До глубокой ночи задерживались они в академии, иногда даже оставаясь ночевать в Москве. Вспоминая о работе Ю.А. Гагарина над дипломом, С.М. Белоцерковский писал: “Оперативная и надёжная возможность пройти весь цикл исследования – что-то придумать, проверить расчётами на ЭВМ, отобрать нужный вариант, уточнить продувками, затем “облетать” на стенде – пришлась Юрию Алексеевичу по душе. Этот процесс приводил его не только к решению технической задачи, но и вызывал глубокий интерес, творческий подъём. Он так горел, увлекался работой, входил в неё, что, казалось, других радостей жизни у него быть не могло… И так день за днём, пока общими усилиями “главного конструктора” Гагарина и “лётчика-космонавта” Гагарина в спорах с консультантами и мною не были найдены и обоснованы приемлемые компромиссные решения…”

О тех днях первый космонавт написал в своём дневнике:

“Близится защита дипломного проекта. Чертить и считать приходится много. Только бы не отвлекали. Есть интересные идеи, надо бы обговорить их с руководителем. Работа без выходных. Думаю всё время о дипломе, другое ничто не лезет в голову.

Преподаватели говорят, что у меня материала на два диплома. А мне нужен один, но настоящий, мой. Спасибо Александру Андреевичу Дьяченко – он мой консультант и помощник. Спорим с ним до хрипоты. Но я ему очень признателен за внимание и чуткость…”

Работа над дипломным проектом подошла к концу, предстояла предзащита. С.М. Белоцерковский вспоминал:

“15 февраля 1968 года – пришёл собранный…, внутренне готовый. Коротко изложил вступительную часть. Отметил численные исследования с применением ЭВМ, рассказал об экспериментальных исследованиях в аэродинамических трубах. Уделил большое внимание моделированию посадки на тренажёре, чётко доложил выводы и заключения по работе.

(Нажмите, чтобы посмотреть все фото)

Отменно держался и при ответах на вопросы. После каждого вопроса следовала маленькая пауза. По-моему, прав был П.И. Швейкин, сказав о привычке Гагарина повторять вопрос про себя. Он как бы переписывал его в свою внутреннюю память и потом очень собранно, неспешно, логично отвечал…

Объявляю Гагарину: “К защите допущен…” Ю.А. Гагарину через два дня предстояла защита диплома”.

17 февраля 1968 года Юрий Гагарин и Герман Титов защищают свои работы. Первым идёт Гагарин. Сергей Михайлович Белоцерковский в книге “Диплом Гагарина” так описывал это событие: “Сперва волновался, говорил несколько сбивчиво, не всегда чётко выговаривая слова. Но затем быстро освоился и, превосходно владея материалами, весь погрузился в мир своей дипломной работы – он прекрасно умел делать это… Но неподдельные чувства докладчика не могут не найти ответной реакции настоящей аудитории. Особенно если докладчик Гагарин. И Юра немедленно был вознаграждён чутким откликом слушателей, а потому говорил ещё увереннее, интереснее, увлечённее… Словом, равнодушных, нейтральных слушателей не было. Тем более что Гагарин не только успевал поглядывать на плакаты и графики и ловко оперировать указкой. Он и окидывал взглядом присутствующих, причём старался заглянуть в глаза, как бы обращаясь именно к нему… Юра чувствовал себя полностью в своей стихии и отвечал на вопросы не только весьма квалифицированно, но и как-то заинтересованно, доброжелательно и остроумно. Казалось, что каждый вопрос его очень радует, а дискуссия с членом комиссии доставляет огромное удовольствие. Притом он держался скромно, с достоинством, без заискивания. У автора чувствовалась своя позиция, и он незыблемо отстаивал её.

И если вначале друзья, болельщики чувствовали себя как-то не очень уютно, то затем обстановка разрядилась. А после меткой реплики Гагарина, которая встретила весёлое оживление зала, Леонов и Титов облегчённо и удовлетворённо заулыбались: “Да, так может только наш Юра!..” Комиссия при обсуждении вынесла отдельное решение. Комиссия отмечает высокий уровень дипломной работы, способность дипломанта к научной работе и в связи с этим рекомендует ему обучение в заочной адъюнктуре Военно-воздушной инженерной ордена Ленина Краснознамённой академии имени профессора Н.Е. Жуковского”.

Гагарин был счастлив, он готов был обнять весь мир. Когда его сестра Зоя Алексеевна приехала поздравить брата с таким знаменательным событием в его жизни, да и не только в его, а в жизни всей семьи, ведь он был первым, получившим высшее образование, Юрий Алексеевич подхватил её и от избытка чувств закружил по комнате.

Опять цитирую слова С.М. Белоцерковского, ведь он был не только заместителем начальника ВВИА имени Н.Е. Жуковского, но и большим другом родителей Ю.А. Гагарина, неоднократно посещал малую родину первого космонавта. Сергей Михайлович писал:

“Получение высшего инженерного образования, весьма успешную защиту дипломной работы Ю.А. Гагарин переживал исключительно эмоционально, восторженно, с подъёмом. Он проявлял удивительно непосредственную, по-детски открытую радость. Ему всех хотелось обнять, поблагодарить каждого, кто ему помогал, со всеми поделиться радостью, всем сделать что-то хорошее… И особенно охотно, горячо, с подъёмом обращался к будущему, тому, что ждёт его: “Теперь мы поработаем и в науке! Вот только ликвидирую задолженность по лётному делу…”

Прощаясь, он ещё раз сказал мне: “Сергей Михайлович, я – заместитель начальника Центра, мне надо полетать. После этого, в апреле, прихожу к вам, и давайте опять начнём в том же духе”. На всю жизнь запомнил я этот день, этот вечер, эту ночь, это прощание…”

В том же духе Юрию Гагарину работать не пришлось – 27 марта 1968 года трагически оборвалась жизнь первого в мире космонавта.

Приближается 9 марта – день рождения нашего замечательного земляка. И опять в город Гагарин приедут космонавты, учёные, сотрудники предприятий космической отрасли, студенты и школьники со всех уголков нашей страны, из Беларуси, Казахстана. Мы вновь будем говорить о Гагарине, о наших замечательных космонавтах и создателях ракетно-космической техники. И пока существует Человек на планете земля – Юрий Гагарин будет с нами!

Т.Д. Филатова,
советник генерального директора ФГБУК “Музей-заповедник Ю.А. Гагарина”

На ФОТО:

1. Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского

2. Построение слушателей ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского. 1 сентября 1961 года

3. Учитель и ученик. Ю.А. Гагарин и заместитель начальника академии С.М. Белоцерковский

4. Начальник академии им. проф. Н.Е. Жуковского В.И. Волков вручает Ю.А. Гагарину диплом об окончании академии

5. «Ю.А. Гагарин в аэродинамической трубе». Автор: бывший преподаватель академии, профессор кафедры аэродинамики Владимир Апаринов

Категории: Общество

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий