«Гжатский вестник» - Главное печатное издание родины первого космонавта

Учитель. Нина Ивановна Чубарева: “Грамотность нужна, но жить по-человечески важнее”

7 октября, 2022 · Нет комментариев

До встречи с Ниной Ивановной Чубаревой я наивно полагала, что любовь к классике у учителя русского языка и литературы всё равно что инструмент для музыканта: ни дня без гаммы. Проверенные на идентичность устои пошатнулись! Интеллигентная собеседница, похожая на поэтессу начала 20 века или балерину в прошлом, раскрыла секрет. Ученики Нины Ивановны – это 8-9 классы – не только знают секрет, но и увлечены его «содержимым».

Нина Ивановна учит ашковских ребятишек 40 лет. Филолог – специализация уникальная. Если ты любишь читать, любое «зависание» с книгой можно оправдать подготовкой к урокам. Так, в общем-то, и происходит. К «домашним заданиям» Нины Ивановны её супруг Юрий Васильевич относится с пониманием, тревожась только о том, что на отдых у неё мало времени остаётся.

Если чтение прерывается, а мысли не дают покоя, Нина Ивановна спрашивает совета: как «расшевелить» этого мальчика? что сказать на ситуацию этой девочке? Беседа продолжается со знанием дела. Всё потому, что Юрий Васильевич – тоже педагог. Как говорят, плюс и минус притягиваются. В нашем случае: физика и лирика – идеальная пара!

В 1968 году они встретились в Сибири. Приехали в незнакомую Омскую область по распределению: Юрий после окончания Смоленского педагогического института, Нина получила высшее образование в Туле. В одну школу их направили – в далёкой-далёкой деревушке Загвоздино. «Он физику вёл. Два года вместе проработали. Юра ушёл в армию. Я осталась там: работала и ждала его», – вспоминает Нина Ивановна.

Срочная служба в армии завершилась. Молодая семья переехала в Акатово Гагаринского района. В сельской школе физик и литератор учили акатовских детей более десяти лет.

Затем Юрия Васильевича «взяли» на партийную работу, перевели в Ашково. Нина Ивановна – за ним.

40 лет пролетели как один день. Но, как бы времена ни менялись, дети, считает Нина Ивановна, остаются отзывчивыми и понимающими. «Может быть, потому что мы на одной волне?» – спрашивает учитель.

Продолжая тему, Нина Ивановна рассказывает о мальчике, который на уроке спросил: «А чего Вы больше всего боитесь?»

«Я растерялась немножко, потом ответила. Боюсь потерять родных, близких. Боюсь, что у вас случится что-то не то. Боюсь нарушения мира. Вижу, что ребята затихли, встревожились. Чтобы сгладить углы, продолжаю: а ещё я боюсь воды. Всегда жила в такой местности, где не было воды. Вот до сих пор её и боюсь».

Нина Иванова рассказала, что на уроках «всегда так». Поучения не нужны ребёнку, важно, чтобы он доверял учителю, раскрывал свою душу, тогда и знания «возьмёт» в ответ и без принуждения.

А как заставить детей читать? «Грамотен тот, кто читает, а дети не любят, чтобы их называли неграмотными. Рассказываю классу о том, какую книгу я сейчас читаю. Начинаем обсуждать персонажей. Как бы то ни было, дети понимают, что такое хорошо, а что – плохо. Чтобы в душе ребёнка человеческое сохранилось, чтобы он вышел из школы с пониманием, что он – человек и живёт среди людей, каждого из которых надо уважать. Дети, может, и продвинутые, но душа у них хрупкая. Доверием можно укрепить, только доверием».

Пришло время раскрыть секрет. Тема, которой увлечено сообщество Нины Ивановны и её учеников, – чтение произведений в жанре «фэнтези». А в любой сказке добро побеждает зло…

Светлана Васильева

Категории: Портрет

0 ответов до сих пор ↓

  • Комментариев нет.

Оставить комментарий