Анастасия Никитина, выпускница школы №1 имени Ю.А. Гагарина: «Какие бы времена ни наступали, какие бы эпохи ни менялись, общечеловеческие ценности останутся ценностями, а Учитель – учителем. Уже в само это слово вложено много хорошего: У – умный, Ч – чуткий, И – индивидуальный, Т – творческий, Е – единственный, Л – любящий. Главное, чтобы при появлении учителя в классе радостно светились лица его учеников».
Человек может сделать себя и смелым, и сильным, и здоровым, и умным. Но всё это происходит не вдруг и не сразу. Во многом нам помогают те, кто, встретившись на жизненном пути, дарит знания, умение ценить красивое и возвышенное в человеке, кто отдаёт частицу своего сердца и опыта и радуется нашим успехам. Таких людей каждому довелось встретить немало.
«Желтеют страницы книг,
Меняют названья реки.
Но ты – его ученик:
Тогда, сейчас и навеки».
(К.Ибряев)
Учитель и ученик. Вечный путь передачи накопленных человечеством опыта и знаний, вечный двигатель прогресса.
У каждого человека, живущего на Земле, есть свои учителя.
Как писатель живёт в своих произведениях, как художник – в картинах, композитор – в музыке, так и учитель – всегда в мыслях, поступках и делах своих учеников.
Большая удача, если на пути ученика встречается учитель «милостью Божию», если это талантливый наставник, обладающий истинным умением передачи знаний. Ведь именно от учителя в значительной степени зависит, что вырастет и созреет из «маленького зёрнышка», доверенного ему родителями.
Родом я из небольшого провинциального городка, Гагарина. Да, да, Гагарина – родины первого в Мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. И училась я именно в школе, где учился мой знаменитый земляк.
Справедливо замечено: у достойных учителей – достойные ученики. Навсегда останутся в памяти имена великих педагогов Юрия Гагарина: Н.В. Лебедева (учитель начальных классов), Е.А. Козлова (учитель ботаники), З.А. Комарова (учитель математики), О.С. Раевская (классный руководитель, учитель русского языка и литературы), Л.М. Беспалов (учитель физики).
Полуголодные, полураздетые, напуганные непрерывными стрельбами «дети войны», многие оставшиеся без отцов, испытывали необъяснимую тягу к знаниям. Мальчишки и девчонки тех лет, учившиеся читать по фронтовым газетам, сообщениям Совинформбюро, военным плакатам и листовкам, писавшие на обёрточной бумаге и обоях, старых газетах; на уроках арифметики складывали не палочки, а патронные гильзы, которыми были набиты все карманы, – очень хотели стать настоящими людьми! Всё казалось им важным и необходимым. Они всерьёз интересовались учебными предметами и не считали их априори ненужной обязаловкой. А учителя всерьёз воспринимали свои обязанности, и, странным образом, работали не за зарплату, а за идею, и учили их, в первую очередь, человечности. Внимательные, начитанные, болели за каждого – были люди большой души, принося в класс последнюю краюшку чёрного хлеба и поделив её между своими учениками.
Мне тоже повезло с учителями. Вместе со мной шли педагоги; вели меня вперёд к вершинам знаний, растили целеустремлённость, жажду постижений и открытий.
Школьные учителя, преподаватели институтов… Всё выше и выше поднималась я, с каждой ступенькой своих достижений оставаясь глубоко благодарной своим учителям, помня их имена. И хочется сказать самые душевные и добрые слова об этих благородных людях, сыгравших огромную роль в моей судьбе.
Я росла слабенькой девочкой. Тяжёлое заболевание давало о себе знать: постоянные приступы астмы мучили и днём, и ночью. Но, даже не выспавшись из-за этого, я с радостью шла в школу (нельзя было бегать, а то бы неслась как на крыльях), ведь там ждал любимый учитель начальных классов Любовь Ивановна Суховилина. Было в ней что-то от наших мам – требовательность и ласковость, строгость и доброта. Мои родители не переживали за меня во время учебных занятий – всегда рядом была моя «вторая мама», которая окажет помощь. Во время приступа мне разрешалось, не поднимая руки, выйти из класса, взяв с собой баллончик – ингалятор (только намного позже я узнала, что от каждого такого моего выхода у неё сжималось и болело сердце). Ещё у одного мальчика из класса, Коли Л., были постоянные носовые кровотечения. А медсестра была одна на такую большую школу, и не всегда её можно было застать на месте. И опять наша опытная учительница научила нас правильно действовать в таких ситуациях: она сразу прекращала вести урок, а мы сдвигали парты, клали на них одноклассника, мочили холодной водой полотенце – оказывали первую доврачебную помощь.
Да, были учебные программы, были требования – мы всё это успевали получить на уроках, и знания наши были прочные. (Только теперь я понимаю, сколько приходилось готовиться учителю к урокам: рисовать наглядные пособия, вырезать, пилить. Ведь никакой техники раньше не было, и всё приходилось делать учителю своими руками.) Но, самое главное, мы росли добрыми, заботливыми, в нас росло сострадание и человеколюбие. И всё это благодаря нашему учителю.
А ещё она воспитывала в нас трудолюбие. Как только мы пришли в первый класс, сразу был составлен график дежурств. Мы с гордостью носили красные повязки и выполняли посильную по нашему возрасту работу: мыли доску, подметали в конце учебного дня полы, рыхлили и поливали цветы, протирали парты. Думаю, это никому в жизни не помешало. В конце каждого месяца у нас был трудовой десант, когда мы мыли каждый своё рабочее место – парту, стул. Почему-то по СанПиНу сейчас это многое не разрешается, почему-то родители считают недопустимым это делать своим детям: вроде порошки, чистящие средства вредны для детского организма.
А как весело у нас проходили внеклассные мероприятия: и совместные походы в кино, посещение музеев, театров, увлекательные походы в лес. Печёная картошка, ломтик жареного чёрного хлеба с кусочками сала навсегда останутся в моей памяти. Действительно, это была пора золотого детства – беззаботного и веселого.
В конце 3-го класса у нас был большой праздник – выпускной бал. Мы прощались со своей первой любимой учительницей. Время было трудное – в магазинах пусто: ни одежды, ни еды, ни денег. А в моей многодетной семье, в которой родители работают в бюджетной сфере, и подавно. Но мне, как и всем, хотелось быть на этом мероприятии принцессой. Мне взяли платье напрокат. Счастью не было предела! Мы читали стихи, пели песни и плакали. Ведь теперь наша дорогая Любовь Ивановна должна будет учить других учеников, а нам предстояло знакомство с новыми учителями-предметниками. Нас немного пугало это: как встретят они нас, как сложатся наши отношения.
Мы взрослели, менялись, и всё вокруг тоже менялось. Но неизменным оставалось одно – учителя, мои дорогие педагоги. И в первую очередь, моя «классная мама» – учитель химии Светлана Ивановна Иванова. Она сплотила нас ещё больше, дала понять, что химия – очень интересный предмет, требующий много знаний. Она не только учила – обладала даром искусства, призвания, даром, которому не могут научить никакие даже самые лучшие учебники. А классные часы, совместные праздники, КВНы помогали воплотить наши мечты в жизнь.
Это и учитель физики Виктор Павлович Иванов, который показывал нам опыты, похожие на колдовство. Нальёт в бутылку воды, вынесет на мороз – и бутылка разорвётся, как граната. Или проведёт гребнем по волосам, и мы слышим треск и голубые искры. Он мог так заинтересовать нас, что мы запоминали физические законы так же легко, как стихи. На каждом его уроке узнавали что-то новое интересное, волнующее. Он познакомил нас с компасом, с простейшей электромашиной. От него мы узнали, как упавшее яблоко помогло Ньютону открыть закон всемирного тяготения.
Или учитель русского языка и литературы Александра Олеговна Кузнецова. Именно она приучила нас любить русский язык, уважать книги, помогала понимать написанное. От неё мы узнали, как работали Пушкин и Лермонтов, как их убили на дуэлях, каким был Гоголь, как писал свои басни «дедушка Крылов». Мы декламировали Максима Горького: «Буревестник с криком реет, чёрной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает», ставили постановки, устраивали литературные вечера.
Учитель физической культуры Михаил Денисович Нестеренков привил любовь к своему предмету. В одной шеренге по росту – мальчики, следом – девочки. На скамье – «освобожденные» и те, кто забыл форму (житейская ситуация). Правда, участи нефизкультурников было не позавидовать: весь урок просидеть на скамейке, когда весь класс играет в любимый баскетбол, потом писать доклад, сдавать то, что «проходят» сейчас твои ровесники. Это вам не свобода «сачков» в былые времена – проскочить урок физкультуры.
Можно ещё вспоминать и вспоминать о людях, которые оставили в моей жизни след, у которых я брала хорошее.
После окончания школы встал вопрос: «Куда идти дальше? Чем заниматься?» Хотелось заранее определиться с выбором будущей профессии. Это был первый по-настоящему серьёзный шаг. Очень хотелось найти дело всей жизни, чтобы стать одним целым со своей профессией! Чтобы она приносила и хороший доход, и удовольствие, и возможность развиваться. Хотелось легко найти работу по профессии, где были бы интересные люди и сплочённый коллектив. Но выбор будущей профессии должен был основываться не только на желании, но и на личностных особенностях и способностях. Человеку интересно заниматься тем, что у него хорошо получается.
В детстве я хотела стать учителем – как мои бабушки с дедушками, мама и тётя. С раннего детства я с мамой часто ходила в школу. Возможно, оттуда и появилась любовь к педагогике.
Однажды мне довелось побывать на её уроке, где сама смогла прочувствовать рабочую атмосферу. Тогда я поняла, что хочу погрузиться в школьную жизнь: набор детей, родительские собрания, подготовка кабинета к занятиям, масса организационных вопросов, волнение.
И вот Первое сентября. Начало первого учебного года. В первый раз – первый класс. Пришло и мне время применить все мои педагогические знания и умения на практике. Что-то получалось успешно, и дети схватывали материал на ура, что-то давалось сложнее, порой было трудно наладить дисциплину и рабочую обстановку в детском коллективе. Иногда наступали минуты отчаяния и сомнений, но всегда я знала, что не одна, старшие коллеги не останутся в стороне, поделятся со мной своим опытом, дадут ценные советы и напутствия. И снова чувствовала в себе силы идти вперёд.
Постепенно воплощались в жизнь самые креативные идеи. Я организовывала интересные праздники, акции и мероприятия. Дети выходили на сцену со спектаклями на английском языке, самые активные принимали участие в олимпиадах и конкурсах. Первые достижения становись стимулом работать и творить дальше.
Год за годом приходит понимание того, каким должен быть современный учитель. В моем понимании, он – требовательный прежде всего к самому себе. На занятия всегда приходит подготовленным, следит за своим внешним видом, речью, ведь каждый день на него смотрят более сотни пар глаз, которые замечают абсолютно всё. Современного педагога характеризуют такие качества, как мобильность и готовность к переменам, ведь образовательные стандарты с каждым годом меняются и усложнятся. Жизнь не стоит на месте, и всё меняется вместе с ней.
Теперь учитель двадцать первого века – это друг по отношению к детям. Это помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые знания, а искатель, странник, всегда находящийся в пути.
Двадцать первый век отличается от других столетий своей информатизацией и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому современный учитель владеет всевозможными навыками работы с техническими средствами обучения (ТСО), ведущим среди которых является компьютер. Практически каждое учебное заведение имеет в своем оснащении компьютерную технику: сам компьютер, подключенный к сети интернет, интерактивные доски, принтеры и т.п. При применении различных ТСО на своих уроках учитель повышает интерес детей к прохождению учебного материала. Также и учителя получили возможность проходить курсы и постоянно усовершенствовать навыки не только на базе своих школ или из близлежащих городов, а удалённо.
Наряду с обычным журналом теперь учитель ведёт и электронный журнал, который могут удалённо просматривать родители учеников, и следить за учебным процессом, не выходя из дома. Начали вводить и электронные учебники, которые с точки зрения СанПиНа благоприятно сказываются на здоровье детей, ведь носить в школу тяжёлые книги зачастую вызывают у детей различные патологии в опорно-двигательной системе.
В своей педагогической деятельности педагог может проявить себя и как исследователь, находя пути исследования жизненно важных задач, разрабатывая свои уникальные методы преподавания в научно-исследовательской деятельности и участвуя в научно-практических конференциях.
В век автоматизации потребуется от человека максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Всё это требует подготовки сильных кадров, которые будут оцениваться по интеллектуальным способностям. Для этого педагогу XXI века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету не только в рамках учебной программы, но и за её пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся, потому что всё изменилось: и школа, и ученики.
Да и ученики представляют школу будущего совсем другой.
«Школа будущего – это школа без домашнего задания. Пришёл в школу, сел за парту, нажал на кнопку компьютера, и вся информация на экране появилась. Когда её прочтешь и поймёшь материал, нажимаешь на другую кнопку, и компьютер даёт задание по новому материалу. Если задание выполнишь, то компьютер разрешает встать из-за стола, если не выполнишь, то придётся всё начать заново».
Или: «Если учитель заболеет или по другой причине не придёт в школу, то его заменит робот – учитель, который будет запрограммирован на новую тему».
А так: «В школе должна быть машина времени, с помощью которой можно будет изучать прошлое Земли».
И ещё: «В коридорах будут установлены мини-стадионы, игровые автоматы. То, что написано на доске, не стирается тряпками, а нажимаешь специальную кнопку, и всё само собой исчезает».
Финал: «Во время перемен в каждом классе автоматически закрывались бы столы и шкафы влагонепроницаемой материей, и робот бы проводил влажную уборку специальной вкуснопахнущей водой».
Конечно, это детские мечты. Но уже сейчас появляются в школах «Точки Роста», которые позволяют разбудить домашний вулкан, собрать крохотную, самую что ни на есть настоящую светомузыку или действующую радиостанцию из конструктора, сманеврировать квадрокоптер, поиграть в шахматы на стене. На уроках – программы, а здесь совсем другие требования. Дети себя больше проявляют, ведут свободнее, нежели на уроках. Здесь ребёнок «вырастает», чувствует себя органично, и с новым настроением начинает относиться к урокам.
Но хочется надеяться, что как бы далеко ни зашёл процесс автоматизации обучения, учитель XXI века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками, ведь никакая, даже самая совершенная техника не может заменить живого собеседника, выразить своё отношение к изучаемому материалу.
Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении профессии учителя в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, – лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое эмоциональное слово учителя ничем не удастся заменить! Ни одна даже самая умная машина не может заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся и побуждать желание творить самим. И какие бы времена ни наступали, какие бы эпохи ни менялись, общечеловеческие ценности останутся ценностями, а Учитель – учителем. Уже в само это слово вложено много хорошего: У – умный, Ч – чуткий, И – индивидуальный, Т – творческий, Е – единственный, Л – любящий. Главное, чтобы при появлении учителя в классе радостно светились лица его учеников.
Анастасия Александровна Никитина (Пилипчак),
учитель начальных классов ГБОУ школа №1557 имени П.Л. Капицы (г.Зеленоград)
0 ответов до сих пор ↓
Комментариев нет.
Оставить комментарий